Шинных дел мастера

Купажирование
Главный компонент любой шины — каучук, содержание которого в разных шинах колеблется от 50 до 70%. Каучук бывает как натуральным, так и синтетическим. Натуральный каучук отвечает за высокую ходимость и способность выдерживать серьезные вертикальные нагрузки. Если более важен коэффициент сцепления колеса с дорожным полотном, то тут пальма первенства у синтетического каучука. Для производства шин применяются разнообразные составы резины.
Примерный несекретный рецепт выглядит так. Для получения 200 кг материала для протектора усредненной шины легкового автомобиля требуется 100 кг каучука (примерно 50 кг синтетического и 50 кг натурального), 20 кг технического углерода, 25 кг кремнезема, 23 кг минерального масла, 5 кг смолы, 4 кг антиоксиданта, 5 кг воска, 12 кг активатора вулканизации (стеариновая кислота, оксид цинка и прочее), 1,5 кг стеариновой кислоты, 3 кг ускорителя вулканизации и 3 кг серы. Это очень примерный рецепт. В Воронеже только протекторных смесей делают более 16 вариантов. По совершенно другим рецептам готовят смеси боковины, гермослоя, обрезинивания колец и кордов
Промышленный миксер
Готовить резиновые смеси начинают в гигантском резиносмесителе, куда подаются разные каучуки, технический углерод (сажа), диоксид кремния, масла и еще до дюжины химических соединений при температуре до 180 градусов. Углерод повышает износостойкость шины, улучшает сцепление, снижает риск деформации и придает резиновой смеси черный цвет. Диоксид кремния отвечает за эластичность, мягкость, комфорт и сцепление на мокрой дороге. Интересно наблюдать за конвейерной лентой, по которой компоненты попадают в резиносмеситель: там идут огромные куски разноцветного каучука в пластиковой упаковке и целые пакеты всех цветов радуги с другими добавками — пластик автоматически становится одним из компонентов резиновой смеси. Готовая резиновая смесь выгружается из смесителя в экструдер, проходит через валки и формуется в ленту, которая впоследствии охлаждается и укладывается на палеты для удобства дальнейшего использования. Этот полуфабрикат еще называют маточной смесью.

На втором этапе смесь подвергается новой стадии смешения: ее опять загружают в смеситель, но теперь добавляют ускорители вулканизации и серу. Температуру ограничивают 100 градусами, чтобы преждевременно не запустить вулканизацию. После выгрузки снова проходит процесс вальцевания — именно после него финальная смесь достигает окончательного однородного состояния.

Практически для каждой марки шины используют специальные сорта смеси, которые ждут своего часа в виде листов на палетах. Ждут недолго — срок хранения некоторых смесей не превышает недели.
Бутерброд
Шины делают из разных сортов резины, по сути это сложный бутерброд. Самая интересная сборка такого «бутерброда» для области протектора, в котором могут комбинироваться до четырех сортов резиновой смеси.
Более простая машина Duplex делает «бутерброд» из двух сортов резины — например, для боковины. А для гермослоя и вовсе используется один состав. После охлаждения подобные полосы закатываются в катушки и отправляются на этап сборки.
Кино, да и только
Самый красивый процесс — изготовление обрезиненных металлокордов. В шпулярнике, напоминающем гигантский ткацкий станок, последовательно расположены 1080 катушек с блестящей латунированной стальной проволокой длиной до 16 км.

Сверкающие нити отправляются на специальные валки, где покрываются разогретой резиновой смесью. На выходе получается обрезиненное полотно с параллельными стальными нитями. Чтобы сделать из него заготовку с диагональными нитями (а в шинах, как правило, диагональный корд), полотно разрезают по диагонали и снова соединяют, получая длинную ленту-полуфабрикат. Кстати, на одну шину в среднем приходится полтора килограмма стальной проволоки. Из стальной проволоки делают и бортовые кольца.
Сырые шины
Полуфабрикаты соединяются на специальных барабанных сборочных станках в два прохода. Все компоненты, за исключением бортовых колец, подаются в виде лент. На первом барабане собирается брекерно-протекторный пояс — бутерброд из протектора, нейлонового и металлического брекеров-кордов. Такой нерастягивающийся бублик.

На втором накладывается внутренний каркас из гермослоя, боковин и текстильного слоя. Следующий процесс называют женитьбой. Тут добавляются бортовые кольца, на внутренний каркас наезжает брекерно-протекторный бублик, внутренний каркас надувается, а боковины и протектор дополнительно прокатываются. Все, «пирожок» почти готов, осталось его только спечь.
Вулканизация
На этапе вулканизации резиновая смесь становится настоящей резиной, резко повышается стойкость и эластичность материала. И происходит формирование протектора. Запекают шину в металлической пресс-форме — очень дорогой оснастке, которая изнутри напоминает ювелирное изделие, настолько филигранная работа. Особенно поражают пресс-формы для зимних шин с тончайшими пластинами для формовки ламелей.

«Сырая» шина помещается в пресс-форму, куда под огромным давлением подается раскаленная азотно-паровая смесь, которая с огромной силой прижимает шину изнутри к стенкам пресс-формы и выдавливает рисунок протектора. Минут на пятнадцать станок затихает: вулканизация — процесс небыстрый. После чего пресс-форма размыкается, и в облаках пара появляется новорожденная шина. Происходящее настолько увлекательно, что я залип у этих станков на полчаса.
Все под контролем
Если бы такой выходной контроль, какому подвергаются готовые шины, мы проходили в ближайшей поликлинике, то болезней у нас было бы значительно меньше.

Если человек ничего не замечает, шина отправляется на инструментальный контроль, где проверяется геометрия, силовая неоднородность и дисбаланс. Дальше она попадает на рентгеновскую установку. Но и это не все. Последним пунктом стоит шерограф — сдвиговый спекл-интерферометр, с помощью которого выявляются внутренние разрушения или дефекты компонентов посредством измерения и анализа отклонений. И только после этого шина отгружается покупателям. Вот вас где-нибудь так проверяли?

Tyrelife — дополнение к стандартным заводским гарантийным условиям, которое распространяется на все эксплуатационные повреждения летних и зимних шин Pirelli для легковых автомобилей и внедорожников. Приобретая от двух и более шин Pirelli и зарегистрировав чек о покупке шин в установленный срок на сайте Pirelli, вы становитесь участником программы гарантии Tyrelife. По ней можно произвести один ремонт или одну замену каждой купленной шины при эксплуатационном повреждении. Также в течение срока программы гарантии можно два раза проверить шины. Расширенная программа гарантии включена в стоимость приобретенных шин и предоставляется без дополнительных затрат со стороны клиентов. Полный ассортимент шин Pirelli доступен у официального дилера koleso.ru.
Реклама. koleso.ru