Какой самолет считается самым безопасным в мире и как составляют рейтинг
Рейтинг самых безопасных пассажирских самолетов ежегодно публикует штаб-квартира Boeing. В издании 2022 года самым безопасным назван Boeing 717. А вот рейтинге 2023 года первое место занимает Boeing 777.
Тут можно хмыкнуть — мол, стоит ли верить рейтингу, в котором изготовитель назвал победителем собственный продукт. Но тут «Боинг» не может смухлевать, ведь безопасность самолетов сравнивают на основе открытой международной отчетности по четким критериям. Конкуренты американской компании не оспаривали результаты, что тоже говорит об объективности данных.
Сейчас принято сравнивать самолеты по количеству тяжелых происшествий на миллион рейсов — когда самолет не подлежит восстановлению или имелись человеческие жертвы.
Самый безопасный пассажирский самолет в мире: Boeing 777
Boeing 777 является лидером в рейтинге самых безопасных пассажирских самолетов, не имея ни одного серьезного крушения за почти четверть века эксплуатации. У более 700 машин этой модели накоплено десятки миллионов часов налета. Единственная авария унесла жизни трех человек.
Это самый вместительный авиалайнер, способный перевозить от 308 до 550 пассажиров. Несмотря на крупные размеры, Boeing 777 развивает почти рекордную скорость. Легендарная машина, первый вылет которой состоялся в 1994 году, быстро стала лучшей. Она используется для дальних международных перевозок пассажиров, на счету уже более 20 млн часов в воздухе. Сейчас в эксплуатации по всему миру находится 748 авиасудов «Три семерки».
Как составляется рейтинг самых безопасных пассажирских самолетов
Безопасность полета на самолете определяется надежностью самолета, погодными условиями во время взлета, полета и посадки, а также навыками пилотов в принятии решений. Хорошие авиакомпании контролируют эти риски, выявляют и устраняют источники опасности.
Сегодня непредсказуемый ветер, дождь, снег или град маловероятно повлияют на безопасность полета. Современные самолеты оснащены системами контроля двигателей в реальном времени, спутниковой навигацией и стабильной конструкцией, что позволяет совершать посадку даже при плохой видимости или переключаться на запасной аэродром.
Чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на безопасность, пилоты проходят курсы повышения квалификации, тренируются в критических ситуациях и перед полетом проходят медицинский осмотр. Современные самолеты настолько надежны, что технические риски сведены к минимуму.
Основной критерий безопасности полета — это степень износа самолета. Скорость износа зависит от того, насколько строго соблюдается технический регламент подготовки к полету. Срок эксплуатации гражданских самолетов составляет 25-30 лет или 40-60 тысяч летных часов.
Две компании — французская Airbus и американская Boeing — доминируют на мировом рынке гражданской авиации. Несмотря на популярность узкофюзеляжных среднемагистральных моделей Boeing-737 и A320, в 2020-2022 годах наблюдался рост экспорта самолетов в Великобританию, Израиль, Ирландию, Австрию и Швецию.
Какие еще пассажирские самолеты входят в рейтинг самых безопасных в мире
Самолеты в принципе считаются самым безопасным видом транспорта. Тем не менее, многие боятся летать даже сегодня. Причиной недоверия часто становятся громкие инциденты с большим количеством жертв. На самом деле, самолеты тщательно проверяются после каждого полета, а стать пилотом гражданских авиалиний зачастую очень трудно.
Airbus A340
Рейтинг самых надежных и безопасных пассажирских самолетов в мире продолжает включать в себя Airbus A340, который был введен в эксплуатацию в 1993 году. За более чем 13 миллионов часов полета этот авиалайнер пережил несколько незначительных аварий, при этом все пассажиры выжили. Хотя он мог бы занять первое место по надежности, количество самолетов этой модели почти вдвое меньше, чем у американского аналога. Предшественник A340 — A330, был лидером по безопасности полетов до 2008 года, но после нескольких аварий, включая аварии с человеческими жертвами, потерял свое лидерство.
История этих самолетов включает в себя несколько неудачных посадок и взлетов, выход из строя систем навигации и возгорания, однако ни одного крушения с массовой гибелью людей не было. Тем не менее, многие авиакомпании отказываются от услуг самого безопасного авиалайнера из-за высокой стоимости обслуживания. Затраты на техническое оснащение, которое периодически требует замены, постоянного контроля, варьируются от нескольких миллионов долларов в год до нескольких десятков миллионов.
Boeing 747
Двухпалубный «Джамбо джет» является легендарным самолетом в истории авиастроения. Его первый полет состоялся в 1969 году, и до 2005 года он считался самым крупным воздушным судном, пока не был выпущен А380. За все время эксплуатации «Джамбо джет» провел в небе более 18 миллионов часов. Однако, репутация его надежности была подмочена в 1985 году, когда крушение произошло из-за некачественного ремонта технической части. Кроме того, было зафиксировано 17 инцидентов, но в большинстве случаев виновниками были пилоты или погодные условия.
Boeing 737 NG
Специалисты часто называют модель Boeing 737 NG одной из самых безопасных для пассажиров. Благодаря этому факту, более 2600 единиц этой техники используются в международных рейсах. Разработка усовершенствованного варианта была вызвана появлением на рынке Airbus A320. Первый полет одного из надежных авиалайнеров Boeing 737 NG третьего поколения с обновленным салоном и улучшенными летно-техническими характеристиками состоялся в 1996 году. Впервые самолет поднялся в воздух в 1997 году, и за более чем 20 лет эксплуатации произошло всего 3 авиакатастрофы, в которых погибло 277 пассажиров. Ни одна из этих катастроф не была вызвана техническими неисправностями. Поэтому многие считают Boeing 737 NG самым надежным авиалайнером, используемым в большинстве авиакомпаний мира.
Airbus A330
В 1992 году состоялся первый полет широкофюзеляжного самолета Airbus A330 с двумя турбовентиляторными двигателями. За 30 лет было произведено 1495 самолетов в 10 модификациях, общий налет которых составил 15 миллионов часов. Для обеспечения безопасности будущих полетов модель подвергалась строгим испытаниям, включая перелет через Атлантический океан на одном двигателе. На сегодняшний день эксплуатируются 570 из выпущенных самолетов. До 2008 года Airbus A330 считался очень надежным гражданским самолетом, а сегодня применяется как для дальних международных и межконтинентальных, так и для среднемагистральных перелетов.
Airbus A320
Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, разработанный с целью стать одним из самых передовых в современной авиации, был оснащен электродистанционной системой управления, что стало новшеством для Airbus. В его кабине пилота была установлена высокотехнологичная автоматизированная система с электронно-лучевыми экранами. За более чем 30 лет производства было выпущено более 9424 самолетов этой модели, налет которых составил 15 миллионов часов. В настоящее время, вместе с модификациями A319 и A321, в эксплуатации находится более 3600 самолетов.
Первый полет состоялся в 1988 году. За время эксплуатации было потеряно 15 самолетов, при этом число жертв не превысило 200 человек. Несколько аварий произошло на взлете из-за ошибок пилотов, однако жертв удалось избежать. В аэропорту сгорели еще 3 самолета без пассажиров и персонала. Самой трагичной стала авария во Французских Альпах, когда пилот решил покончить с собой, унеся жизни нескольких десятков человек.
Boeing 757
Первый полет среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета с турбовентиляторным двигателем, однокилевым оперением и стреловидными крыльями, оборудованного стеклянной кабиной, состоялся в 1984 году. Использование новых конструкционных материалов и изменение схемы хвостового оперения позволили сократить длину фюзеляжа и улучшить схему захода на посадку. Во время испытаний пилоты успешно сажали самолет на крупных аэродромах и коротких полосах, что облегчило его последующую эксплуатацию на авиалиниях. В общей сложности было выпущено более 1000 самолетов в 4 модификациях, налет которых составил 14 миллионов часов. В настоящее время продолжают эксплуатироваться более 570 лайнеров.
Эта модель известна печальной историей. В серию самолеты были запущены в 1982 году, и за все время использования в гражданской авиации произошло 15 трагических инцидентов. Из них только три были вызваны поломками, а в остальных случаях виновными оказались пилоты или третьи лица. В частности, эти самолеты были захвачены террористами и использованы для атаки на башни-близнецы 11 сентября. Еще одно значительное событие произошло из-за ошибки диспетчера, что привело к столкновению двух самолетов в воздухе.
Boeing 767
Boeing 767 начал эксплуатироваться с 1980-х годов, было произведено более 800 единиц. Данный самолет предназначен для дальних полетов. В общей сложности было выпущено около 1100 самолетов в шести модификациях, общий налет которых на сегодня составляет 15 миллионов часов. Boeing 767 стал первым двухмоторным самолетом, получившим разрешение на коммерческие перелеты через Атлантический океан. Несмотря на то, что модель считается устаревшей, она продолжает успешно использоваться для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния. В истории Boeing 767 за более чем 30 лет эксплуатации произошло 15 трагических инцидентов, в результате которых погибло 851 человек.
Какие самолеты считаются самыми безопасными в России
Многие российские самолеты используются в гражданской авиации, но вот производится отечественных лайнеров не так много, как зарубежных. Потому, хоть статистика безопасности многих самолетов отличная, вносить их в рейтинг самых безопасных самолетов мира тяжело. Но не рассказать о российской авиации в этой статье нельзя.
ИЛ-86
В 1980 году состоялся первый регулярный рейс четырехдвигательного широкофюзеляжного авиалайнера ИЛ-86. В 1981 году на этом самолете было установлено 18 мировых рекордов скорости при полете по замкнутой траектории с нагрузкой до 80 тонн. Однако, из-за низкой экономичности двигателя, самолёт почти не использовался в качестве пассажирского. В общей сложности было произведено 106 самолетов в четырех модификациях, некоторые из которых продолжают летать.
ТУ-154
В 1968 году совершил свой первый полет российский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер ТУ-154, который является одним из самых быстрых в мире и основным на маршрутах средней дальности. Всего было выпущено 918 самолетов в 14 модификациях, некоторые из которых до сих пор эксплуатируются. Все версии этого самолета считаются безопасными и надежными.
Ил-62
Ил-62 занял свое место в топе благодаря тому, что он был первым советским турбореактивным дальнемагистральным пассажирским самолетом. В 1960-х годах конструкторам СССР была поставлена задача заменить устаревший дальнемагистральный самолет Ту-114, который был турбовинтовым самолетом. Основным показателем безопасности является доверие, и Ил-62, хотя и не производился в таких масштабах, как Ту-154, до сих пор используется, в основном, для перевозки должностных лиц некоторых стран, что говорит о высоком уровне доверия к этому самолету. Самолет используется СЛО «Россия» для перевозки Правительства Российской Федерации, а также Правительством КНДР. За 56 лет эксплуатации было произведено 289 единиц техника, при этом ряд трагедий унес жизни 1086 человек.
Ту-204
Ту-204 — советский/российский среднемагистральный самолет, предназначенный для замены массового Ту-154. За 26 лет эксплуатации самолет пережил одну катастрофу (в 2012 году выкатился за пределы ВПП и разрушился из-за технических неполадок и ошибок экипажа), в результате которой погибли 5 человек. За все это время было произведено 89 самолетов.
Ил-96
Ил-96 — младший брат Ил-86, представляющий логическое развитие всей линейки широкофюзеляжных самолетов России и СССР. В отличие от старшего брата, Ил-96 стал дальнемагистральным самолетом, рассчитанным на 300-435 пассажиров и имеющим дальность полета до 9000 км. За 34 года эксплуатации с самолетом не случалось катастроф и аварий, что делает его самым безопасным самолетом, произведенным в России. А вот произведено за это время было всего 32 самолета.