Урановый аэрогель как идеальное топливо для космических ядерных двигателей: новое решение старой проблемы

Новых идеи двигателей для перемещения по космосу в последнее время возникает все больше и больше. Помимо классического противостояния сторонников солнечных парусов и химических двигателей, существует и третий путь — ядерный ракетный двигатель.
Фрагмент аэрогеля
Фрагмент аэрогеля
xmk238/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Институт передовых концепций НАСА предоставил компании Positron Dynamics грант на разработку нового типа ракетного двигателя на осколках ядерного деления (FFRE). При идеальном исходе он должен стать компромиссом — мощным как химический двигатель и долговечным как солнечные паруса.

FFRE сами по себе не являются новой концепцией, но многим из существующих разработок придется преодолеть целый ряд технологических препятствий, прежде чем их можно будет считать эффективными и пригодными для промышленности. Их преимущества, такие как высокий удельный импульс и чрезвычайно высокая плотность мощности, компенсируются недостатками, — к примеру, необходимостью создания условий для сложной формы плазменной левитации.

Нажми и смотри

Positron Dynamics надеется на альтернативный подход, используя два отдельных прорыва, полученных в других областях исследований. Первой инновацией будет помещение делящегося материала в сверхлегкий аэрогель. Вторым будет внедрение сверхпроводящего магнита для удержания этих частиц деления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урановый вопрос

FFRE по сути используют тот же ядерный процесс, который приводит в действие атомные электростанции на Земле. Однако вместо того, чтобы генерировать только электричество, они также генерируют тягу, причем очень и очень большую. Однако отправлять в космос целый брусок уранового топлива, аналогичного стержням для реакторов, попросту нецелесообразно — он слишком тяжелый, а каждый килограмм, запущенный в космос, обходится в несколько тысяч долларов. Кроме того, транспортировка урановых изотопов в форме стержней всегда сопряжена с большим риском.

Встраивание самого топлива в один из самых легких материалов в мире должно решить и эту проблему.

Аэрогели — это настолько легкие и воздушные материалы, что на многих фотографиях они выглядят как нечто неземное. Встраивание в них частиц топлива для реакции деления было бы удобным способом хранить уран, в то же время позволяя общей конструкции быть достаточно легкой, чтобы ее можно было поднять на орбиту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, структура самих аэрогелей мало что может сделать для удержания осколков деления в процессе их распада. Для этого потребовалась бы огромная внешняя сила, и здесь в дело вступает сверхпроводящий магнит.

Магнитный ответ

Такие магниты обычно используются в экспериментальных термоядерных установках, где они удерживают чудовищно горячие потоки плазмы, необходимые для нагрева термоядерного топлива — без сдерживающих магнитных полей она легко разрушила бы стенки любой реакторной камеры. Добавление сверхпроводящего магнита к FFRE позволит инженерам направлять все осколки деления в одном направлении, эффективно превращая их в вектор тяги. У такого подхода есть и дополнительное преимущество, заключающееся в том, что осколки не могут случайно разрушить другие части двигателя.

Нажми и смотри

Конечно, в настоящий момент проект существует лишь на бумаге и его прикладное использование активно обсуждается в научной среде. Но именно для этого и существует NIAC — финансировать проекты на ранней стадии и пытаться снизить их риски. Не исключено, что именно этот подход позволит FFRE достичь той скорости и эффективности использования топлива, о которой ученые-ракетчики мечтают не первый год.