Настоящий рекордсмен: какой самолёт самый быстрый в мире

На многих сайтах говорится, что нет самолётов быстрее Lockheed SR-71 Blackbird. Не верьте им, это ошибка.
Настоящий рекордсмен: какой самолёт самый быстрый в мире
NASA Photo

Знаменитый самолёт-разведчик «Чёрный дрозд» находится лишь на втором месте.

А первое занимает необычный исследовательский аппарат North American X-15. Тем не менее, это полноценный самолёт с крыльями и шасси, управляемый человеком. Это, по-видимому, единственный гиперзвуковой самолёт в истории, построенный в США в исследовательских целях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание его связано с тем, что агентство NASA хотело получить ответы на ряд технических вопросов до того, как запускать космические программы суборбитальных полётов и программу «Аполло» по доставке человека на Луну. Полёты трёх X-15 позволили понять, насколько разогреваются материалы обшивки от трения о воздух, как ведут себя летательные аппараты при выходе из плотных слоёв атмосферы и входе в них с орбиты и ряд других.

В ходе одного из полётов X-15 достиг скорости 7273 км/ч, или около 6,7 Маха, поставив мировой рекорд. В другом полёте он поднялся на высоту около 108 километров.
Второй экземпляр X-15 с дополнительными топливными баками: именно он поставил мировой рекорд скорости 6,7 Маха.
Второй экземпляр X-15 с дополнительными топливными баками: именно он поставил мировой рекорд скорости 6,7 Маха.
NASA Illustrations
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроен и летает X-15

У 15-метрового самолёта короткие прямые крылья, похожие на крылья перехватчика F-18 Hornet, и развитое оперение с хвостовым килем не только сверху, но и снизу. Из-за этой особенности самолёт не может сам взлетать с аэродрома. В ходе исследовательских полётов бомбардировщик B-52 поднимал его на высоту почти 14 км и разгонял до 800 км/ч, после чего он отстёгивался и включал ракетный двигатель, работающий на безводном аммиаке и жидком кислороде.

В атмосфере он управлялся с помощью аэродинамических плоскостей на оперении, а при выходе в ближний космос – вспомогательными ускорителями в носовой части, работающими на перекиси водорода.

Далее полёт проходил следующим образом: двигатель работал в течение 80-120 секунд, разгоняя аппарат до гиперзвуковых скоростей или позволяя набрать высоту. Затем топливо заканчивалось и на землю он спускался планированием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку наружные поверхности сильно нагреваются, обшивка сделана из жаропрочного железо-никелевого сплава и покрыта составом, дополнительно рассеивающим тепло. А кабина пилота термически изолирована от остального самолёта.

Садился X-15 сам, хотя и странным способом.
Садился X-15 сам, хотя и странным способом.
NASA Photo

Перед посадкой нижняя часть киля отстреливалась и спускалась на отдельном парашюте. После этого пилот выпускал шасси, состоящее из стойки с колесом в носу и двух лыж в хвосте, и приземлялся на поверхность солевого озера Роджерс.

Всего было построено 3 экземпляра, которые совершили 199 полётов с 1959 по 1968 годы. В небольшую группу пилотов, управлявших ими, входил Нейл Армстронг, позже ставший первым человеком, ступившим на Луну. В ходе одного полёта, к сожалению, произошла авария и пилот погиб. Несмотря на это, программу считают в целом успешной.