Можно ли обойтись без дорожных реагентов? Эти 7 способов используют в разных странах

Человечество постоянно пытается избавиться от дорожных реагентов, вредных и для человека, и для техники, и для живой природы. Какие методы пробуют в разных странах и почему пока не получается на них перейти?
Можно ли обойтись без дорожных реагентов? Эти 7 способов используют в разных странах
Photo by Eder Oliveira on Unsplash
Реагенты сокращают число зимних травм пешеходов до 44%.

Повышают они и безопасность дорог. Поэтому отказаться от них не получается, несмотря на все известные недостатки: реагенты разъедают металл, вызывают болезненные язвы на лапах животных, способны даже вызывать астму и аллергию, делают придорожную почву непригодной для растений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все эти недостатки свойственны самым популярным реагентам, применяемым в России. В их состав входят разные виды солей — хлориды натрия, калия и кальция, а в Северной Америке и хлорид магния.

Сахар: изобретение белорусов

Некоторое время назад в Беларуси предложили мелассу — побочный продукт производства сахара — для борьбы со льдом.

  • Плюс мелассы — экологичность и эффективность при температурах до -15°С.
  • Минус — цена, более высокая, чем у традиционных реагентов.

Гранит, мрамор, щебень

Крошку из горных пород применяют как абразивный реагент, который не топит лёд и снег, но делает его нескользким. Одно время её использовали в Санкт-Петербурге, но потом городу пришлось вернуться к применению реагентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Плюсы: химически безопасен, эффективно делает поверхность нескользкой, можно использовать повторно.
  • Минусов много: сама крошка стоит дорого и требует, чтобы перед нанесением поверхность тщательно расчищали. Её ещё и надо убирать, иначе она попадает в механизмы, быстро истирает шины и асфальт, портит эскалаторы, приводит к окаменению придорожной почвы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мочевина

Возможно, наиболее экологичная альтернатива на сегодняшний день.

  • Плюсы: обладает сильнейшей способностью растворять лёд, быстро разлагается, а для растений даже полезна.
  • Минус: увы, в 7 раз дороже обычного реагента.

Метод Торгейра Ваа

Шведский учёный предложил распылять по поверхности льда горячую смесь каменной крошки и воды.

  • Плюс: смесь вплавляется в лёд и на несколько дней делает его не скользким.
  • Нужна особая дорогостоящая техника.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подогреваемые дороги и тротуары

Используется в Скандинавии и даже больше в Исландии, где есть дешёвый источник тепла — термальные воды.

  • Плюсы: никаких реагентов и не нужно чистить снег.
  • Минус: чтобы перейти на этот метод, нужно перестроить весь город, переложив трубы под дороги и перестелив дорожное полотно.

Снежный накат

Япония реагенты не использует, а укатывает выпавший снег в ровную поверхность.

  • Плюс: нет проблем, связанных с использованием реагентов.
  • Минус: уровень травм довольно высок.
Тщательная чистка тротуаров уменьшает потребность в реагентах.
Тщательная чистка тротуаров уменьшает потребность в реагентах.
Photo by Aaron Wilson on Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Микродозы

Пока самым эффективным компромиссом остаётся точное следование норме использования реагентов. Часто вред вызывает именно передозировка в разы.

Причём чем тщательнее коммунальные службы вычищают поверхность перед нанесением реагента, тем меньше его нужно.

А кроме того, счищенную с дорог и тротуаров смесь снега, песка и реагентов нужно вывозить.

Таким образом удаётся в разы снизить вредные эффекты ео применения.