Вместе навеки: почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог

Инженеры скорее найдут замену автомобилю, чем рельсовому транспорту. Не верите?
Рома Назаров
Рома Назаров
Вместе навеки: почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог
PxHere
В 1970-х годах многие были уверены, что железные дороги уйдут в прошлое.

Однако сейчас рельсовый транспорт переживает настоящий ренессанс. Даже в США, стране развитого автомобилизма (переразвитого, как мы думаем), ежегодно открывается несколько новых трамвайных линий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И попробуйте вспомнить: сеть каких транспортных путей в Москве растет быстрее всего?

Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов.
Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов.
PxHere

Чемпионы эффективности

Если задействован эффект масштаба — большой объем грузов или пассажирских перевозок, большие дистанции — поездам нет равных по эффективности. Чтобы перевезти тот же объем грузов железной дорогой, нужна меньшая площадь земной поверхности и меньше энергии, чем при автомобильных перевозках. Вот несколько примеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • По узкоколейной линии в ЮАР длиной 894 км ежедневно проходят несколько товарных составов, каждый из которых везёт 40000 тн руды. Попробуйте посчитать, сколько грузовиков нужно, чтобы выполнить тот же объем перевозок, что и узенькая полоска железной дороги.
  • Одна трамвайная линия способна за день пропустить в 3 раза больше пассажиров, чем выделенная полоса для автобусов.
  • Поезд Eurostar проезжает от Лондона до Парижа, тратя в 10 раз меньше энергии, чем авиалайнер на том же маршруте.
Это — максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда.
Это — максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда.
PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Встанут ли беспилотные автомобили на рельсы?

Может ли получиться так, что асфальтовые дороги исчезнут, а вместо них везде будут проложены рельсы? Это вряд ли произойдёт скоро, но такой сценарий тоже возможен. За него говорят два фактора.

От какой части автомобиля конструкторы хотели бы избавиться больше всего?

Ответ — шины. Самый чистый электромобиль не станет экологичным, пока ездит по асфальтовым дорогам на резиновых шинах. Стираясь об асфальт, они образуют большой объем токсичной пыли. Кроме этого, сопротивление качения резиновых колес в разы выше, чем стальных колес поезда по рельсам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная.
Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная.
PxHere
Человек все меньше влияет на вождение.

Развитие систем помощи водителю и умных транспортных систем привело к тому, что от водителя зависит все меньше: мы строго следуем полосе и рекомендуемой скорости, повинуемся дорожным знакам, электроника поддерживает дистанцию до едущего впереди автомобиля. Фактически, едем по виртуальным рельсам.

А какое развитие транспорта вам кажется наиболее вероятным?