Парадокс беспилотных трамваев: почему их до сих пор нет на улицах?
Именно это и является главной сложностью. Пешеходы и водители подчас ведут себя непредсказуемо, а то и агрессивно, а их язык тела искусственный интеллект не способен расшифровать. Это было хорошо заметно в двух недавних проектах беспилотных трамваев, оба российского происхождения.
Трамвай для Москвы
В 2020 году «Яндекс» взялся разработать беспилотный трамвай для столицы. К осени 2021 года опытный образец был изготовлен и начались его испытания в депо и на ночных улицах.
Однако 24 декабря 2022 года министр транспорта Москвы Максим Ликсутов рассказал, что с трамваями возникла сложность. Искусственный интеллект научился уверенно ездить по депо, но с выходом на улицы возникла другая проблема: взаимодействие с водителями и пешеходами, поскольку трамвайные рельсы пересекают дороги и тротуары.
Для живого водителя проблема не стоит столь остро: помогает интуитивный навык, помогающий правильно предсказывать и трактовать обстановку. Искусственный интеллект этого пока не умеет.
Чиновник считает, что на решение проблемы уйдёт никак не меньше 5 лет.
Робо-трамвай для Шанхая
«Яндекс» — не первый, кто обломал зубы на проблеме рельсовых беспилотников. В 2020 году его российский же конкурент Сognitive Technologies подрядился разработать технологию автономного вождения трамвая для китайской компании FITSCO, производителя систем управления рельсовым транспортом. Система предназначалась для неполной автоматизации трамвайного парка Шанхая.
В разговоре с автором пресс-секретарь компании рассказал, что для беспилотного вагона главная сложность — пробираться в плотном потоке машин и мельтешащих пешеходов. «Трамвай – наименее уважаемый участник движения», — сказал он.
Рано или поздно эта проблему будет решена, но сколько времени на это уйдёт, сложно сказать.