Зачем нужен ремень ГРМ и можно ли от него отказаться?

Если бы конструкторы ДВС смогли отказаться от ремня или цепи ГРМ, то двигатель внутреннего сгорания легко можно было бы в два раза уменьшить в габаритах, при этом радикально улучшив все параметры, от приемистости до экологичности.
Зачем нужен ремень ГРМ и можно ли от него отказаться?
YourMechanic
Газораспределительный механизм (ГРМ) — неотъемлемая часть любого поршневого двигателя.

Это устройство управляет фазами открытия и закрытия клапанов. Не вдаваясь глубоко в устройство современного двигателя (если вы читаете эту статью, скорее всего, вы с ним знакомы), скажем лишь, что регулирование фаз в них выполняется с помощью распределительных валов, которые с помощью ремня или цепи соединены с коленвалом двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У этой конструкции есть ряд недостатков, ограничивающих эффективность двигателя. Во-первых, сам ремень вместе с системой шкивов и распредвалами — это довольно громоздкая конструкция с массой движущихся и трущихся деталей.

Во-вторых, с ее помощью регулировать режим работы двигателя можно лишь в очень узких пределах. Именно этим занимаются системы изменения фаз газораспределения и зазора клапанов, такие как VTEC от Honda, VVTL от Toyota и подобные системы других автопроизводителей.

В-третьих, обрыв ремня приводит к катастрофическим последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя.

ДВС без ремня — возможно ли?

В 2018 году Кристиан фон Кёнигсегг, швед, основавший бренд суперкаров Koenigsegg, основал проект Freevalve и показал миру двигатель, у которого каждый клапан управляется отдельным пневмогидравлическим актуатором. Поднимает клапана пневматический привод, а опускает гидравлический. Их движением управляет компьютерный «мозг» машины. Экспериментальный двигатель прекрасно работал на тестовом Saab 9-5 изобретателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прототипы ДВС с индивидуальным управлением клапанами реализовали и другие компании и стартапы. Конструкция их может быть разной. Например, вместо пневматики может использоваться электромагнитный привод клапанов.

Технология Freevalve: клапаны управляются отдельными актуаторами
Технология Freevalve: клапаны управляются отдельными актуаторами
Freevalve

Какие преимущества дает такая конструкция?

  • В традиционных ДВС клапана никогда не закрываются и не открываются полностью — это связано с особенностями работы распредвала. Управляя каждым клапаном отдельно, можно открывать и закрывать клапаны целиком.
  • Можно реализовать любой термодинамический цикл, от цикла Миллера (Mazda) до цикла Аткинсона (Toyota Prius), даже на ходу менять режим с четырехтактного на двухтактный, почти в 2 раза увеличивая мощность для разгона и переходя в экономичный режим на крейсерской скорости.
  • Двигатель существенно более компактный. Во-первых, благодаря отсутствию ремня и шкивов, во-вторых, за счет лучшей отдачи мощности.
  • 100% сжигание топлива.
  • Возможность рекуперации энергии при торможении двигателем, «снимая» мощность с клапанов.
  • Нет риска дорогостоящих поломок.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему же такие двигатели до сих пор не пошли в серию? Причина простая: технологии нужно «заматереть». Пройдет некоторое время, пока инженеры вылечат все «детские болезни».

Другой вопрос, будут ли моторостроители этим заниматься. Автопроизводители сейчас сворачивают проекты развития ДВС, сосредотачиваясь на электрических силовых установках.

Но ДВС вряд ли умрет полностью, поскольку в отдельных нишах его использование в сочетании с водородным или биотопливом по-прежнему оправдано.

Если вы заинтересовались, почему бы не обсудить, когда на автомобилях, военной или сельхозтехнике появятся моторы без ремня ГРМ? Наш прогноз: 2025 год. А как считаете вы? Напишите в комментарии.