Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают камни?
На них сверху укладываются шпалы таким образом, чтобы камни не только поддерживали их снизу, но и не давали смещаться в стороны. Поэтому балласт дополнительно подсыпают в пространство между шпалами, а в целом подушка из щебня гораздо шире, чем сам путь.
Зачем нужен щебень?
Каменный балласт решает сразу несколько задач, важных для того, чтобы обеспечить вертикальную и горизонтальную устойчивость пути, то есть, не дать рельсам сместиться. Подушка из камней выдерживает огромный вес локомотивов и гружёных вагонов. Если бы путь поставили на песок или обычную землю, он уже через несколько дней потерял бы форму под нагрузкой. В то же время, подушка из щебня куда дешевле, как слой бетона.
Камни играют важную роль в сдерживании растительности, из-за которой под рельсами формируется слой органики, ослабляющий основу под путями.
Наконец, они обеспечивают дренаж – отток воды во время сильных дождей и таяния снегов. Если бы камней не было, зимой насыпь вспучилась бы из-за расширения льда.
Какие камни используют железнодорожники?
Гладкая круглая галька с моря на балласт не годится, потому что она круглая и все камни разного размера. Материал приходится тщательно выбирать, камни должны быть:
- упругими, чтобы амортизировать ударные нагрузки;
- однообразными по размеру, только тогда насыпь будет стабильной и ровной;
- угловатыми и разными по форме, чтобы хорошо сцепляться друг с другом.
На железнодорожный щебень есть отдельный ГОСТ. Размер камней должен варьироваться от 25мм до 60мм. Получают его путём дробления горных пород, параметры которых отвечают стандарту. В разной степени подходят гранит, мрамор, базальт, известняк и кварц и некоторые другие естественные породы. Могут применяться отходы. Раньше также шли в ход отходы асбестового производства, но сейчас производство асбеста запрещено. Может также использоваться металлический шлак.
Понравилось? Не забудьте поставить лайк.