«Там, куда мы направляемся, дороги не нужны»: когда люди будут ездить на летающих такси и принимать доставку у дронов
В России официально зарегистрировано около 50 тыс. дронов массой более 150 г, а в США – примерно 1,8 млн. Они ведут мониторинг инфраструктуры, обрабатывают поля, следят за состоянием окружающей среды... Но по-настоящему массовое применение беспилотников, тем более в густонаселенных районах, остается делом будущего. Даже невинные, казалось бы, попытки организовать доставку пиццы по воздуху не увенчались успехом, а осторожные пробные полеты нередко заканчиваются авариями. Прежде чем дроны войдут в нашу повседневную жизнь, им придется стать стопроцентно безопасными.
Согласованная безопасность
Разумеется, немалая часть этой работы ложится на создателей БАС, которые размещают на борту избыточный набор двигателей, надежные системы предупреждения столкновений, экстренной посадки и т.п. Многие такие решения применяются и на обычных самолетах, но это последний эшелон защиты. Они вступают в действие лишь в тех крайних случаях, когда не сработали все остальные средства, прежде всего аэронавигационные инструменты управления движением воздушного транспорта. К тому же системы предупреждения столкновений разводят самолеты только по вертикали, они адаптированы к их скоростям и возможностям маневрирования и работают на высотах от 1500 м. Но как только аппараты становятся беспилотными, небольшими, высота уменьшается, а полеты проходят над городом, все становится намного рискованнее. Именно поэтому почти любой полет требуется заранее согласовывать. Чтобы перелететь из одного города в другой, нужно получить разрешение у каждого муниципалитета, над которым проходит маршрут.
В городах федерального значения – Москве, Петербурге, Севастополе – необходимо также согласие Минобороны, Ространснадзора, ФСБ и других структур; в приграничных районах и диспетчерских зонах аэропортов система еще сложнее. В зависимости от места полета план приходится подавать за три-пять дней и более. И если вам в конце концов удастся занять воздушное пространство «под себя», для всех остальных на это время оно окажется закрыто. Неудивительно, что в таких условиях о массовых перевозках с помощью БАС говорить не приходится.
Автоматическое согласование
Ускорить этот процесс позволяет платформа «Небосвод», которую развивает петербургский стартап «Аэроскрипт». «Первое, что нам нужно было сделать, – "оцифровать небо". Дать информацию о том, где согласовывать полет и с кем именно. Поэтому мы создали карту России – от Калининграда до Сахалина – с полной структурой воздушного пространства и автоматизировали взаимодействие пользователей с органами, выдающими разрешение на "доступ к небу", – рассказывает ведущий аналитик НИЦ "Аэроскрипт" Вадим Авершин. – Пользователю достаточно указать планируемый маршрут, дату и время, а система сверит данные со своей базой и выдаст готовое резюме: какие и от кого понадобятся разрешения. Кроме того, платформа сама заполнит нужные документы и отправит их в соответствующие центры».
Сейчас в «Небосводе» зарегистрированы десятки тысяч операторов дронов – как любителей, так и профессионалов. Здесь планируют работу крупные коммерческие компании, которые используют беспилотники в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве. Но, по словам Вадима, это лишь начало: система задумана как нечто гораздо более масштабное.
«Все реализуется постепенно, – объясняет он. – Первый слой был информационным, связанным с предоставлением геопространственных и аэронавигационных данных. Следующим слоем пошла автоматизация согласования полетов. Далее мы собираемся подключить данные наблюдений за полетами и работаем над сервисами предупреждения конфликтов».
Воздушная автоматизация
Уже сегодня платформа способна обрабатывать самые разные источники информации, от открытого сервиса Flightradar до данных радаров и других систем, которыми пользуются для организации пилотируемого движения. В будущем, когда в небе будут находиться тысячи БАС одновременно, это позволит координировать полеты, выделяя каждому дрону свободный и безопасный маршрут для движения.
Такие испытания уже начались: пилотные проекты «Аэроскрипта» запущены на специально выделенных площадках близ Петербурга, в Белгородской области, на Сахалине, в подмосковном Сколково.
«Одним прыжком в будущее не вскочишь, – продолжает Вадим Авершин. – Сперва должны появиться зоны для отработки технологий, где нет пилотируемого трафика. Далее они будут расширяться, соединяться коридорами и сливаться, включая все более сложные и обширные территории. Новые технологии позволят изменить и нормативную базу. В авиации это процесс небыстрый, от первых опытов до внедрения обычно проходит лет двадцать – двадцать пять». Именно поэтому большие перемены ожидаются через пару десятков лет после начала продаж доступных гражданских дронов.
Свободный воздух
Поиски технологий, подготовка изменений, которые придется внести в принципы организации и правила полетов, идут во всем мире. Это огромная работа: только в Конвенции о международной гражданской авиации имеется 19 приложений, и 18 из них подразумевают присутствие в кабине человека, а значит, нуждаются в обновлении под беспилотники. Но регуляторными вопросами дело не ограничивается; переход к воздушному транспорту в городе требует участия самых разных экспертов. Свой вклад вносят даже архитекторы и урбанисты, которые проектируют новые паркинги, взлетно-посадочные площадки, переосмысляют потоки пассажирского и грузового трафика.
«Все должно развиваться параллельно: аппараты и авионика, системы аэронавигации и законодательство, – добавляет Андрей Яблоков, глава "Аэроскрипта". – Поэтому мы разработали и продвигаем концепцию "новой аэромобильности" для России – RuAM». Реализация RuAM – огромный «метапроект», охватывающий разные аспекты воздушного движения и включающий все требования к нему, от уровня шума до стоимости. И хотя предстоящая работа кажется грандиозной, у нас есть все для того, чтобы все ее векторы сошлись в нужной точке в нужный момент. Где-то во второй половине 2030-х.
Свой вклад вносят даже архитекторы и урбанисты, которые проектируют новые паркинги и взлетно-посадочные площадки.