Поезд vs корабль: чей тормозной путь длиннее?
Мы решили поиграть в такого соискателя. Следите за мыслью, а дочитав, выскажите свое мнение. Итак, поехали.
Прикидываем тормозной путь поезда
Теоретически, чтобы его посчитать, достаточно школьных знаний физики. Прикидываем коэффициент трения стали о сталь (0,15) и легко подсчитаем, что составу, движущемуся на типичной для обычных (не скоростных) поездов скорости 90 км/ч, нужно 212 метров до полной остановки.
На практике, как мы понимаем, вмешиваются и другие факторы:
- Колеса и рельсы могут не быть идеально сухими.
- Не все тормоза сработают в полную силу.
- Машинисту нужно время, чтобы среагировать и «дать по тормозам».
- Корректируем наш ответ: поезду нужно от 212 метров и более.
Ломаем голову над кораблем
Тут сложнее, ведь формулы расчета сопротивления воды довольно сложны и в них приходится учитывать массу факторов, включая форму подводной и надводной частей корпуса и мощность двигателя. Кроме того, размер и масса (простите – водоизмещение) кораблей очень сильно варьируются, от речного трамвайчика до супертанкера.
Давайте попробуем рассуждать логически. Скорость типичного корабля все-таки ниже, чем у поезда. Но у них нет тормозов, а только винты. А что действует сильнее – волновое сопротивление или вязкость воды? А еще надо учитывать, попутный или встречный ветер, оброс ли корпус ракушками, груженый корабль или пустой... нет, не получается.
А если просто поискать реальные, а не теоретические данные?
Любопытство-то хочется удовлетворить, так что идем в Сеть. Вот что имеем на самом деле:
Рельсовый транспорт
- Пригородному поезду нужно от 200 метров – близко к теоретическому пределу (исходная скорость прежняя 90 км/ч).
- А вот груженому товарному поезду на практике нужно от двух километров, чтобы остановиться, что гораздо больше теоретического минимума.
Морской транспорт
Согласно справочным данным, корабль может экстренно остановиться через:
- 5 своих длин – если это военный или пассажирский корабль с хорошими обводами.
- 11-13 длин – груженый сухогруз.
- 15-20 длин – супертанкер, полный нефти.
В переводе на человеческий язык, это означает следующее:
- у речного трамвайчика тормозной путь около 200 м – как у пригородного поезда;
- у речного сухогруза 1,5-2 км;
- примерно столько же у огромного лайнера Queen Mary 2 – около 2 км;
- у крупнейшего в мире танкера Knock Nevis он бы составил 9 км.
Этот вопрос могли бы задавать эйчары на собеседовании, чтобы узнать, насколько хорошо соискатель умеет решать задачи в условиях нехватки данных.