Быть беспилотникам или не быть: как санкции повлияют на развитие беспилотного транспорта в России

В России разработки технологий для беспилотного транспорта начались еще в 2015 году. Первые автономные авто появились уже в мае 2017 года, когда был построен полигон для тестирования беспилотных автомобилей на базе технопарка «Калибр», на котором начались первые тест-драйвы Matrёshka — Volgabus. Первыми регионами для пилотного запуска автономных авто на проезжих частях России стали Москва и Татарстан, позже этот список пополнили еще 11 регионов. В этом году на дорогах нашей страны ожидается появление беспилотных грузовиков и трамваев.
Быть беспилотникам или не быть: как санкции повлияют на развитие беспилотного транспорта в России

На вопрос о том, пересядут ли россияне на автономные автомобили, ответил независимый эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов.

Ожидается, что к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаж новых авто в мире. Сейчас в России шесть компаний и один ВУЗ занимаются разработкой технологий для автономного транспорта, при этом РФ входит в тройку лидеров по уровню развития беспилотных технологий наравне с США и Китаем. В этих странах на проезжих частях тестируются несколько сотен беспилотников, а в некоторых городах работают сервисы робо-такси: в Сан-Франциско, Пекине. В скором времени они должны появиться и в России – беспилотное такси будет передвигаться по районам около станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Зона выбрана не случайно – в перечисленных районах хорошая дорожная инфраструктура. В январе 2022 года Правительство РФ утвердило алгоритм экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотных такси. Отсутствие четкого законодательства в вопросах эксплуатации автономных авто долго сдерживало развитие этого сегмента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основное преимущество беспилотного транспорта заключается в том, что его использование позволит сократить число дорожно-транспортных происшествий, уменьшить сроки доставки грузов и сократить стоимость грузоперевозок. Кроме того, технология позволит решить вопрос с дефицитом профессиональных водителей.

Направление «Москва-Санкт-Петербург» постоянно загружено, так как является одним из наиболее популярных маршрутов. Поэтому осенью 2022 года именно по этой трассе поедут первые робо-фуры с грузами, которым не придется останавливаться. Около 20 российских компаний примут участие в проекте: половина из них – производители автономного транспорта, а другие – разработчики сенсорных устройств для безопасной эксплуатации автономных авто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как санкции повлияют на внедрение беспилотников?

Высокая стоимость автономных автомобилей станет одним из препятствий для увеличения спроса на них среди логистических компаний агрегаторов такси, а также муниципальных властей. На сегодняшний день ориентировочная цена на беспилотники составит около 14,5 млн рублей, что в 2 раза больше обычного тягача. Автономная модель Tesla стала дороже на 12 000 долларов за счет дополнительной технологии для беспилотного вождения.

На сегодняшний день беспилотные технологии в России внедряются во все виды транспорта: на суше, на воде и в воздухе. Благодаря внесению поправок в законодательство и быстрому развитию автономных автомобилей наша страна в долгосрочной перспективе может стать одним из крупнейших игроков на мировом рынке беспилотников. При этом санкции могут замедлить рост российского рынка, так как большинство комплектующих необходимо заменять отечественными или китайскими аналогами, а на это потребуется время, чтобы отладить логистические цепочки и запустить собственное производство.