Долой рутину: как технологии экономят время современного учителя
Рутина в век цифровизации
Экстренно познакомившись с обилием образовательных технологий в пандемию, учителя и после ее окончания не перестают активно пользоваться цифровыми сервисами. В начале 2022 года только 37% учителей признались, что практически не пользуются технологичными решениями каждый день. То есть, частота использования диджитал-инструментов даже после пандемии осталась на том же уровне – в ее разгар ежедневно цифровые решения использовали 60-65% преподавателей. Важность цифровых компетенций вышла на федеральный уровень – в изменениях ФГОС, вступающих в силу с 1 сентября 2022 года, целый блок уделяется развитию цифровых компетенций у обучающихся и использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе.
Однако несмотря на обилие новых инструментов и ежедневную адаптацию к новым условиям, которую проходит каждый учитель, рутина по-прежнему остается одним из важнейших факторов усталости и выгорания педагогов.
Технологии в помощь учителю
- Составление отчетов
Педагоги регулярно сталкиваются с необходимостью составления отчетов о проделанной работе – по итогам четверти, модуля, олимпиад, цикла проверочных работ. В большинстве своем отчеты однотипные и их формат заранее предопределен и нужно лишь обновлять результаты учащихся и полученные в течение периода баллы и оценки. Вместо того, чтобы делать это вручную, большинство современных сервисов предлагают автоматически «подтягивать» данные за выбранный период в формат отчета. В результате, составление документа занимает считанные минуты.
- Контроль освоения тем классом
Нередко сегодня в классе на одного учителя приходится до 35 учеников, научить и привить любовь к предмету каждому – вот к чему стремятся истинные педагоги. Для этого учителю нужно неусыпно контролировать прогресс класса в освоении его предмета и вовремя корректировать ход обучения. Например, сервис Мониторинг знаний помогает понять, какие трудности испытывают ученики при освоении школьной программы по русскому языку и математике. После проведения мониторинга учителя получают подробные отчеты с результатами по классам и рекомендации по отработке ошибок.Составлять пометки вручную больше не требуется – с помощью удобных интерфейсов педагог может автоматически генерировать сводную таблицу по выполненным упражнениям, успехах класса в %, сложности предложенных заданий и количеству попыток их решения. Предоставление отчетов по освоению классом каждой темы теперь занимает не больше времени, чем составление проверочной работы – один клик.
- Создание собственных заданий и целых учебных курсов
Для создания авторских заданий по школьной программе или отдельного курса для внеурочных занятий учителям больше не нужно хранить свои наработки в общих тетрадях. Теперь это возможно в рамках различных инструментов цифровых ресурсов (в ЯКласс, например, это «редактор предметов»). Учитель может сам создать курс на выбранную тему, с ручной или автоматической проверкой, воплотить весь свой творческий потенциал, а потом поделиться с коллегами своими наработками.
- Проверочные работы и обработка результатов
Персонализация образовательного процесса требует и персонализации проверки его результатов. Сегодня у учителей отпала необходимость вручную составлять вопросы для проверочных и контрольных работ для каждого ученика, ведь можно положиться на цифровые образовательные ресурсы. Педагог может одним кликом выбрать задания из огромной базы знаний (в ЯКласс их, например, почти 2 триллиона – хватит всем), а также включить вопросы из разных предметов, если требуются метапредметная проверка. Обработка результатов также проводится автоматически – выгружаются не только результаты, но и время, затраченное учеником на каждый вопрос, количество попыток (можно установить индивидуальное для отстающих), ошибки.
- Онлайн-тренажеры для подготовки к ЕГЭ и ВПР
На протяжении учебного года, когда помимо проведения уроков, учителям необходимо еще и подготовить школьников к проверочным работам, таким как, например, ВПР, возникает вопрос – откуда брать ресурс и время на составление тестов для подготовки? Здесь помощь цифровых ресурсов неоценима. Учителям, использующим ЯКласс, например, доступны готовые практические задания и до 50 генераций по каждому. А это значит, что каждый ученик получает уникальный вариант задания и возможности списать у соседа по парте попросту нет. Учителям такие базы генераций высвобождают время на другие образовательные процессы, проверку заданий осуществляет система, которая также генерирует отчет о прогрессе каждого ученика. Впоследствии учитель может уделить время проработке отдельных тем, которые требуют внимания, однако сам процесс подготовки к масштабным экзаменам может быть практически полностью автоматизирован.
Что еще, кроме экономии времени?
Помимо очевидной пользы при планировании обучающего процесса и организации своего времени, технологичные сервисы помогают учителям качественно повышать уровень образовательного процесса. Что еще умеют технологии?
Повышение производительности
Автоматизировав рутинные операции и запланировав их заранее (например, составление квартального отчета об успеваемости, которые многие сервисы способны генерировать самостоятельно), учитель может уделить освободившееся время главному приоритету – качеству образования, персонализировав имеющиеся программы или создать нечто новое, что поможет ученикам освоить заданный предмет.
Снижение роли человеческой ошибки
Один из плюсов автоматизации процессов – уменьшение количества ошибок, которые неизбежно могут возникать при работе «вручную».
Улучшение общения с родителями
Многие приложения и сервисы для учителей предлагают функции, которые «включают» родителей в диалог. Например, приложение «Родитель» от Смайлс. Образование помогает родителям отслеживать посещаемость своих детей. Bloomz позволяет учителям и родителям обмениваться сообщениями и информировать родителей о том, что происходит в классе.
Родители любят знать, что происходит в классе и возможность наглядно показать учебный процесс и успех их детей укрепляет связь педагог-родитель, которая крайне важна для успеха образовательного процесса.
В отличие от автоматизации в финансовой или других сферах, освобождение от рутины участников образовательного процесса нацелено в основном не на экономию денежного ресурса, а на то, чтобы дать пространство для творчества учителю, высвободив его временной и эмоциональный потенциал. Автоматизировав повторяющиеся задачи, педагог может сосредоточиться на создании наиболее комфортных условий для обучения детей, развитии их потенциала и воспитании достойного и успешного поколения.
Итак, какие возможности автоматизации рутинных задач технологии дают современному учителю?