Как привлечь инвестиции и запустить собственный IT-стартап: лайфхаки, которые помогут добиться успеха в бизнесе
О том, где стартапу искать инвестора и как заинтересовать его проектом, рассказывает СEO компании СОЮЗ АЙТИ Олег Ханин, чья компания разработала технологичную программу ЭВМ-AIMA в сфере банкострахования.
Инвестиции в бизнес привлекаются на разных этапах: начиная от тестирования гипотез и реализации жизнеспособной версии продукта (MVP), заканчивая выпуском ценных бумаг и выхода на биржу.
Советов и методов привлечения инвестиций огромное множество, но мы расскажем о самых эффективных и проверенных.
Инвестиционные гранты и фонды
Государство активно поддерживает IT-компании, выделяя специальные гранты. В этом направлении работает ряд фондов, среди которых есть и те, что финансируются из бюджетных средств. Минцфиры ведет реестры поставщиков отечественного программного обеспечения и программ ЭВМ. Включение в него помогает многим IT-компаниям экономить на налогах, получая преференции в части налогов на зарплаты и отсутствия НДС. А для сотрудников сферы IT ввели отсрочку от армии и специальные условия по ипотеке. Эти меры направлены на привлечение молодежи к работе в IT секторе.
Не стоит забывать о частных фондах, которые работают в России и рассматривают проекты для инвестирования на разных стадиях. Многое зависит от выбранной ниши. Так, компании финансового сегмента не всегда инвестируют в собственные разработки, предпочитая зарекомендовавшие себя на рынке решения или стартапы. С распространением открытого стандартизованного API, сократилось время на разработку, поиск и интеграцию новых продуктов. Появилась среда для обмена идеями о новых сервисах и приложениях для электронной коммерции. Все это создает перспективный и растущий рынок финтех разработок.
Бизнес-акселераторы
Компании, оказывающие поддержку стартапам на ранних стадиях. Они обеспечивают проекту всё для быстрого выхода на рынок: инвестирование, инфраструктуру, экспертную и информационную поддержку.
Финтех, например, считается самой быстрорастущей отраслью в мире в силу безопасности, удобства и максимальной адаптивности по сравнению с традиционными формами финансовых услуг. Привлечь инвестирование в данные проекты гораздо проще.
Мы активно работаем с банками и за последний год ни один не свернул разработки в IT. Банкинг, банкострахование и другие направления активно переходят в киберпространство. Банки, которые сейчас инвестируют в IT, – выиграют в будущем.
Бизнес-ангел
Частные инвесторы, вкладывающие свой капитал в технологичные стартапы на раннем этапе жизни компании. Для привлечения таких инвестиций ваш проект должен убедить инвестора в перспективности и эффективности бизнеса. В каждом бизнес-процессе есть потери и возможности улучшений для повышения прибыльности. На примере банков могу сказать, что в скоринге, обработке кредитных заявок, рассмотрении банковских гарантий, проектном финансировании и в других областях постоянно ведётся оптимизация процессов.
Проведя анализ на практике длинною в 15 лет, мы создали именно такой SaaS – продукт, который помогает банкам, корпорациям и лизинговым компаниям делать процесс страхования простым и удобным. Программа содержит систему отчётности, аналитики для администрирования процесса страхования. С её помощью можно получать условия по страхованию сразу у всех аккредитованных компаний.
Венчурный фонд
Инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными проектами. Он осуществляет инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с разной степенью риска в ожидании высокой прибыли. Их особенностью являются законодательные льготы с разрешением проводить более рискованную деятельность. К тому же венчурным фондам разрешено не только покупать корпоративные права, но и кредитовать компании, например, через векселя. Такие инвесторы обычно выходят из проекта при увеличении капитализации компании.
Якорные инвесторы
Это именно стратегические партнеры, которые заходят в проекты на более поздних стадиях, когда IT-компании выходят на серьезную маржинальность и выручку. Немаловажным фактором тут выступает наличие долгосрочных клиентов и возможности масштабирования.
Как продать свою идею?
Важно не только правильно оформить идею, но и донести ее результативность.
Стартапу нужна команда разработчиков, возможность красиво упаковать продукт, продать его и контролировать качество работы. Все это сопряжено с высокими расходами. И тут инвестору важно понимать срок окупаемости.
Помимо хорошей идеи и ее реализации, нужно понимать приоритеты покупателя. Для финансовой отрасли это – безопасность, лучшая практика на рынке, понимание потребности клиента и умение говорить с ним на одном языке. Именно в такой последовательности. Диалог начинается именно с безопасности. Компания должна быть уверена, что работа с вами не принесет лишних рисков.
Каждая идея должна иметь соответствующее обоснование, как с вами компания сможет зарабатывать больше. Банки, например, самый прагматичный клиент. Ваша идея всегда должна быть подтверждена конкретными цифрами. Двери в этом направлении открывает уставной капитал компании, чем он выше, тем рентабельнее становится продукт. Размер уставного капитала с позиции бизнес-девелопмента, является неким гарантом доверия привлечения новых партнеров.
Стартап в кризис
Экономика циклична и кризисы – её неизбежная реальность. Может показаться, что новая геополитическая реальность в корне меняет судьбу стартапов. Однако любой кризис – это зона роста. Если компания соответствует международным стандартам качества, то экономический спад может стать хорошей площадкой для развития.
Всем предпринимателям, запускающим стартап, нужно научиться верно оценивать идею и предвидеть перспективы. Будет ли проект интересен рынку и настало ли время для его реализации?