Дети научат искусственный интеллект учиться
Исследование, опубликованное в журнале Nature Machine Intelligence, рассматривает нейронауку и психологию обучения младенцев и выделяет три принципа, которыми будет руководствоваться следующее поколение ИИ, которое поможет преодолеть самые насущные ограничения машинного обучения.
Доктор Лорейн Заадноордейк, научный сотрудник Тринити Колледжа, ведущий автор статьи объясняет необходимость нового подхода к обучению нейросетей: «Искусственный интеллект добился огромного прогресса за последнее десятилетие, предоставив нам умные колонки, автопилоты в автомобилях, еще более умные приложения и улучшенную медицинскую диагностику. Эти захватывающие разработки в области искусственного интеллекта были достигнуты благодаря машинному обучению, которое использует огромные наборы данных для обучения моделей искусственных нейронных сетей. Однако во многих областях прогресс застопорился, потому что наборы данных, на которых учатся машины, должны быть сначала тщательно подготовлены и размечены людьми. Но мы знаем, что обучение можно проводить гораздо эффективнее, потому что младенцы учатся совершенно не так. Они учатся, познавая окружающий мир, иногда даже увидев что-то всего один раз».
По их словам ученых, машинам потребуются встроенные установки, чтобы формировать их обучение с самого начала. Им нужно будет учиться на более богатых наборах данных, которые фиксируют, как мир выглядит, звучит, пахнет, каков он на вкус и на ощупь. И, подобно младенцам, машин нужно будет пройти всю траекторию развития, где опыт и связи меняются и осмысляются по мере их «взросления».
Метафора или руководство к действию
Доктор Тарек Р. Бесольд, исследователь группы философии и этики Технического университета Эйндховена, сказал: «Как исследователи ИИ, мы часто проводим метафорические параллели между нашими системами и умственным развитием младенцев и детей. Пришло время провести эти аналогии более конструктивно. Давайте возьмем богатые знания о развитии младенцев из психологии и неврологии, они помогут нам преодолеть самые насущные ограничения машинного обучения».
Три принципа детского обучения необходимые машинам
- Процесс обучения ребенка является направленным и происходит при наложении внешних ограничений. (Мы не валим им голову кучей весь интернет, как это часто случается при обучении, например, языковых моделей).
- Ребенок получает информацию для всех органов чувств. (Это и речь, и голос, и звук, и картинки, и запахи, и тактильные и вкусовые ощущения, если чего-то недостает — развитие оказывается неполноценным).
- Восприятие входной информации определяется развитием ребенка и при процессе обучения постоянно меняется (Например, один тот же голос матери может быть не только ласковым, но строгим).
Ученые в своей работе оценивают насколько сегодня идеи «детского обучения» уже используются в обучении ИИ и намечают перспективы работы.
Дети часто обучаются на единственном примере. ИИ сегодня такое обучение совершенно недоступно