Онлайн-обучение не будет прежним: как искусственный интеллект изменит российские школы

Мы быстро привыкли к возможностям современных технологий, гаджеты и их функции стали повседневностью. Искусственный интеллект, о котором совсем недавно мы читали в фантастических книгах, больше не фантастика — он проник во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.
Онлайн-обучение не будет прежним: как искусственный интеллект изменит российские школы

В статье разберёмся, как «искусственный интеллект» внедряется в образовательную сферу уже сейчас.

Что такое искусственный интеллект

Искусственный интеллект — это способность компьютерных систем выполнять творческие и интеллектуальные функции, которые мы привыкли считать человеческими. В понятие ИИ включают целый ряд научных направлений: нейронные сети, машинное обучение, обработку естественного языка, когнитивные вычисления, компьютерное зрение. Однако нет чёткого представления об этом понятии, пока сложно выделить критерии разумности и соответствия человеческому интеллекту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интернет, например, одно из явлений искусственного интеллекта, к которому мы обращаемся с запросами ежедневно. ИИ в смартфонах распознаёт наши отпечатки пальцев и лица, маркетплейсы выдают пользователям умные персонализированные рекомендации, голосовые помощники помогают управлять навигатором. Алгоритмы подбирают нам музыкальные треки под настроение.

Искусственный интеллект применяется во множестве сфер нашей жизни: медицине, экономике, образовании. В каких-то областях мы полностью полагаемся на умные машины, там же, где требуется принятие сложных управленческих решений, чёткого определения ответственности за них, мы, как правило, прибегаем к симбиозу ИИ и человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как использовать ИИ в образовании

Онлайн-обучение стало нормой: всё чаще люди выбирают для себя и своих детей этот формат. Школьные занятия, языковые курсы, кружки и многое другое перекочевало в интернет. В основе образовательных платформ лежит искусственный интеллект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот четыре основных варианта использования ИИ в онлайн-обучении.

Языковое распознавание и анализ естественного языка:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Применяется на языковых сайтах и в приложениях для перевода. Может использоваться в качестве помощника при изучении языков.
  • Используется для анализа корректности ответов, например, на уроке биологии или при анализе сочинения.
  • Голосовой помощник может помочь учащемуся избавиться от сложностей с прохождением заданий.

Персонализация онлайн-обучения:

  • Выстраивание материала курса с учётом предпочтений и целей учащегося.
  • Умная система подсказок, принимающая во внимание уровень знаний студента.
  • Рекомендательная система, определяющая необходимую методику преподавания, основываясь на индивидуальных особенностях ученика.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виртуальное обучение:

  • Помощь в выставлении оценок для выявления и исправления ошибок учащихся.
  • Гибкое формирование классов, основанное на анализе психологической совместимости учащихся.
  • Применение чат-ботов для ответов на простые вопросы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адаптивное обучение:

  • Формирование образовательного маршрута для восполнения пробелов в знаниях учащихся по результатам диагностики.
  • Тренировка микронавыков, требуемых для улучшения успеваемости конкретного ученика.
  • Разработка системы поощрений, учитывающей мотивацию ребёнка.

Как правило, эти варианты комбинируются. Это помогает сформировать наиболее комфортные и выгодные условия обучения. Так, например, образовательная онлайн-платформа iSmart применяет технологии диагностики уровня знаний школьника, выявления пробелов, на основе которых составляется индивидуальный образовательный маршрут.

ИИ открывает массу возможностей как для учеников, так и для педагогов. Ученики проще усваивают информацию, успеваемость и качество знаний повышается, растёт мотивация к обучению. Учителя же получают большое количество инструментов для преподавания, освобождаются от рутинных операций, что позволяет им уделять больше внимания каждому ребёнку. Искусственный интеллект позволяет подходить к изучению привычных тем по-новому, а автоматизация рутинных процессов — выставления оценок или составления отчётов — освобождает время для творчества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совсем недавно многие технологии требовали особых знаний и навыков от пользователей, теперь же они становятся максимально доступными и простыми в использовании. Многие страны внедряют ИИ в образование: Бельгия, Австралия, Китай, Беларусь. Школы работают на образовательных платформах, которые учитывают индивидуальные особенности, интересы школьников и выстраивают для них особые обучающие маршруты.

Одно из основных препятствий на пути внедрения ИИ в образовательные практики – отсутствие достаточного количества доступных и достоверных данных для обучения моделей. Есть надежда, что внедрение цифровых платформ, стандартов хранения и использования данных на государственном уровне поможет устранить эту проблему.

ИИ в России

В России искусственный интеллект всё активнее внедряется в образовательные процессы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крупным проектом цифровизации образования стала Московская электронная школа (МЭШ). В ней объединили учебники, дневники, оценки, в неё интегрируются электронные образовательные платформы. По всей России также школы подключаются к региональным программам, используют для обучения различные платформы: iSmart, «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», Skyeng.

Однако полноценное применение технологий ИИ невозможно без компьютеризации всех школ в стране, без обеспечения сбора, хранения и предоставления доступа к данным. Для решения этой проблемы реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». В рамках проекта ведется работа по оснащению образовательных организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов, контента для образовательной деятельности. Создаётся федеральная информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды.

7 декабря 2021 правительство утвердило проект развития стратегического направления в областицифровой трансформации образования до 2030 года.

В образовательную систему внедрят технологии искусственного интеллекта, большие данные, облачные сервисы.

На их основе создадут платформы:

  • «Цифровой помощник ученика»;
  • «Цифровой помощник родителя»;
  • «Цифровой помощник учителя»;
  • «Цифровое портфолио ученика»;
  • «Библиотека цифрового образовательного контента».

Эти сервисы дадут возможность пользоваться цифровым образовательным контентом, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональный уровень учителей. Также ИИ автоматизирует проверку домашних заданий и даст возможность собрать цифровое портфолио школьника перед поступлением в ВУЗы и колледжи.

Автор: Георгий Волков, CIO образовательной онлайн-платформы для детей iSmart.org