Messerschmitt P.1101: ласточка изменяемой стреловидности
Во-первых, за более чем тридцать лет до «Мессершмитта» концепцию изменяемой стреловидности применили в своем аэроплане французские авиаконструкторы Эдмон де Маркай и Эмиль Монен. Их самолет, построенный в 1911 году, действительно летал, но вот реализовать на практике изменение стреловидности непосредственно в воздухе они так и не смогли. Установленные на шарнирах крылья можно было повернуть, только когда самолет стоял на земле. Был и еще ряд конструкций, которые напрямую примыкали к изменяемой стреловидности, но не могли считаться полноценными представителями этого класса, например, британский Westland-Hill Pterodactyl Mk. IV 1931 года.
Второе заблуждение связано со странной исторической нестыковкой: хорошо известно, что первым работающим самолетом с изменяемой стреловидностью стал американский Bell X-5, совершивший первый полет в 1951 году! При чем же тут «мессер»? Все просто: Bell X-5 и Messerschmitt P.1101 — это почти один и тот же самолет с прямым заимствованием схемы и даже некоторых деталей фюзеляжа и оперения.
Ирония состоит в том, что Messerschmitt P.1101 начали разрабатывать слишком поздно, в 1944 году, и к концу войны завершили постройку лишь на 80%. Отступая из Обераммергау, немцы спрятали самолет — но американцы, захватившие город, заинтересовались авиационным заводом в захолустном городке и путем нехитрого расследования нашли спрятанный в горах неподалеку ангар с недостроенной машиной. Документация не сохранилась (частично она была уничтожена, частично изъята французами, которые тоже побывали в Обераммергау), и американцы приняли решение вывезти странный самолет в США, что и было сделано. Машину сильно повредили при транспортировке, затем она три года ржавела в каком-то ангаре, и лишь в 1948 году на остатки Messerschmitt P.1101 обратили внимание.
Изначально над машиной работал главный конструктор «Мессершмитта» Вольдемар Фогт, в США же ей занялся конструктор компании Bell Роберт Вудс. Он тщательно изучил немецкий самолет, и на его базе спроектировал свой — собственно, упомянутый Bell X-5, использовав ряд немецких узлов. Модернизированный американский вариант получился более сложным, с тремя фиксированными позициями крыла (углы 20°, 40° и 60°). Параллельно был построен второй, уже полностью из американских комплектующих экземпляр X-5.
Несмотря на то, что Bell X-5 не пошел в серию, а один из двух самолетов и вообще потерпел катастрофу 14 октября 1953 года, исследования его конструкции и поведения в воздухе при различных положениях крыла положили начало плановой разработке и строительству самолётов подобной конфигурации.