Цифровой кентавр: как обучение искусственного интеллекта становится новой удаленной работой

На какой интеллект лучше положиться — искусственный или человеческий? У каждого свои плюсы и минусы, поэтому зачастую эффективнее не выбирать, а сочетать. Гибридная модель, где ИИ и человек работают бок о бок, получила название «цифрового кентавра». Подобные системы объединяют возможности искусственных и биологических нейросетей — человеческого разума. Они считаются самыми выигрышными, когда речь заходит об итоговом результате обработки данных. При этом люди помогают искусственному интеллекту быть разумнее. Это становится для них удаленной работой в сети — даже для тех, кто не связан с IT-сферой напрямую.
Цифровой кентавр: как обучение искусственного интеллекта становится новой удаленной работой

Как люди помогают искусственному интеллекту

Казалось бы, искусственный интеллект — сфера высоких технологий. Однако помогать ему развиваться могут не только программисты. Большинство компаний, приглашающих сотрудников для работы с ИИ, сами обучают их через краткосрочные онлайн-курсы или инструкции. Людям объясняют, как правильно размечать данные для машины, пользоваться платформой или сервисами. Хотя бывают задачи, где нужны специалисты в той или иной сфере знаний (например, в медицине).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помогать искусственному интеллекту можно на разных этапах работы машины. Например, люди переводят с человеческого языка на машинный: чтобы обучить нейросеть, ей нужно показать тысячи и даже десятки тысяч примеров, каждый из которых до этого вручную обрабатывается человеком. В текстах отмечаются существенные слова и смыслы, на изображениях — обозначаются объекты. Также человек тестирует работу умных алгоритмов по пользовательским сценариям: оценивает результаты поиска, ответы чат-ботов.

Для этого не нужно быть программистом — важно быть внимательным и готовым к довольно монотонной работе. Удобно и то, что такая занятость почти всегда удаленная, без посещений офиса. Плюс на многих платформах исполнитель сам определяет, сколько часов он сегодня готов поработать. Конечно, ждать высоких заработков от подобной деятельности не стоит, но она может стать неплохой подработкой, особенно для тех, кому важны свободный график и удаленка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для точности при оцифровке документов

Например, для подобной работы людей привлекает резидент «Сколково» компания «Биорг», которая занимается оцифровкой документов. Здесь человек не только проверяет работу нейросети, но и помогает ей, когда она испытывает затруднения. Для высокоточной оцифровки документов и чертежей на облачной платформе Beorg Smart Vision применяют принцип двухэтапного распознавания: сначала объект обрабатывает нейросеть, а если она не уверена в результате, подключаются операторы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что даже самый современный машинный интеллект испытывает сложности при распознавании нестандартных форм. Документы могут быть заполнены на редких языках или сформированы на неструктурированных бланках, от руки. Поэтому компания привлекает специалистов из разных отраслей и регионов России.

Людям выгодна подобная совместная деятельность. Помогая ИИ и удаленно обучая его, можно получать дополнительный заработок. Кстати, облачную платформу используют не только для проверки и разметки данных, но и для других видов удаленной работы. Например, вне проектов оцифровки операторы могут стать сотрудниками колл-центра или чатов поддержки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для корректной поисковой выдачи

Такие гиганты как «Яндекс» или Google также прибегают к «человеческой» помощи. Изначально люди должны были контролировать работу алгоритмов. Затем компании стали формировать команды асессоров. Это сотрудники, которые следят за тем, чтобы результат поискового запроса соответствовал тому, что пользователь ищет. У «Яндекса» такая служба появилась в 2008 году, вместе с внедрением машинного обучения в систему ранжирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Упрощенно работа асессоров выглядела так: они вручную просматривали выдачу по различным ключевым фразам и сайты, находящиеся в топе этой выдачи. Если при проверке оказывалось, что ресурс не соответствует вопросу, содержит противоправный контент, слишком много рекламы, мешающей просмотру, то у сайта понижался рейтинг в поисковой выдачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобные проверки помогали поисковику лучше понимать человека и его запросы, которые далеко не всегда просты и однозначны. Именно людям поручалось определять релевантность страниц, запрашиваемых пользователями, поскольку сама машина не способна этого оценить.

Для лучшей работы сервисов

Компании продолжают работать с асессорами в наше время, и их оценки по-прежнему сказываются на местах страниц при выдаче. Считается, что у российского поисковика это влияние сильнее, плюс у него больше процессов проверяется вручную. Но сейчас люди обучают и контролируют алгоритмы не только поиска, но и многочисленных ИТ-сервисов. Помогать искусственному интеллекту поисковика развиваться может фактически любой желающий. Как правило, пользователи выполняют задания различного характера и степени сложности. Теперь люди не только смотрят на релевантность поисковой выдачи, но и проверяют, правильно ли робот ищет картинки, размечают тексты и изображения, отслеживают, есть ли на страницах шок-контент, материалы 18+, непристойная реклама. Работать можно не только с компьютера, но и с планшета, смартфона, иных девайсов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появилась и отдельная платформа с полевыми заданиями, которые позволят «оцифровать онлайн-мир». Здесь человеку поручено то, что искусственному интеллекту пока сложно контролировать: проверка уличной рекламы, промоакций, проведение опросов, мониторинг цен, работа в качестве тайного покупателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для повышения продаж и лучшего общения

Помощь от человека получают и алгоритмы онлайн-маркетплейсов. Люди проверяют точность и релевантность поиска по миллионам товарам, помогают искусственному интеллекту лучше понимать запросы покупателей.

«Тинькофф» также привлекает людей к тестированию, обучению и совершенствованию искусственного интеллекта. С 2018 года 150-200 человек помогают чат-боту общаться с клиентами, исправляя ошибки в ответах и стараясь сделать его реплики более человечными, работают с алгоритмами машинного обучения, размечают тексты и изображения.

Хотя с появления первых асессоров сложность и многообразие заданий многократно возросло, основа совместной работы человека и искусственного интеллекта не поменялась — люди помогают машинным алгоритмам обучаться, контролируют качество работы и делают за ИИ то, что ему пока не доступно. Такая совместная работа помогает клиентам получить то, зачем они обратились к поисковику, в магазин или организацию, а компаниям и разработчикам — повысить качество услуг и, соответственно, эффективность бизнеса в целом.