На протяжении свыше 75 лет обещание утилитарной реализации термоядерного реактора оставалось недостижимым, по целому ряду причин. Подобная технология смогла бы снабжать человечество практически неограниченным запасом дешевой и чистой энергии, совершив настоящую революцию на энергетическом рынке – поэтому ученые не прекращали попыток год за годом.
Энергетическая революция: британский токамак готов поставлять термоядерную энергию для промышленности

Сферический токамак ST-40 достиг температуры 100 миллионов °C, что, по словам инженеров, является порогом для коммерческого использования энергии термоядерного синтеза
Ядерный синтез на службе человечеству
Принцип ядерного синтеза относительно прост. Просто возьмите атомы водорода и подвергните их такому воздействию тепла и давления, какое осуществляет наше Солнце. Делайте это достаточно долго, и в итоге атомы сольются воедино, образовав более тяжелые атомы гелия и высвободив в процессе огромное количество энергии.
К сожалению, это классический пример игры на скрипке: в теории это очень легко, но на практике невероятно сложно и достигается путем множества проб, ошибок и тренировок. Проще говоря, сбалансировать три основных фактора (тепло, давление и время) для осуществления термоядерного синтеза не так уж сложно. На самом деле, во время Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1964 году было организовано мероприятие, на котором публика могла наблюдать за работой настольного термоядерного реактора в режиме реального времени – правда, в течение лишь доли секунды. С тех пор одной из самых трудных задач было придумать реактор, который мог бы производить практические количества энергии в стабильном режиме и в количествах, превышающих количество, необходимое для запуска реакции – то есть «выход» энергии должен быть больше «входа».
Что такое токамак и как он устроен

Одним из наиболее перспективных направлений в этой ветви энергетики стал токамак-реактор, впервые разработанный в Советском Союзе в 1950-х годах. Базовая конструкция представляет собой полое кольцо, окруженное катушками, которые создают внутри магнитное поле. Кольцо содержит вакуум, в который введены атомы водорода. Магнитное поле сжимает эти атомы во время того, как те нагреваются до миллионов градусов. Этот процесс лишает их электронов и превращает в плазму по мере того, как атомы вращаются вокруг кольца. Когда нагрев, давление и временной промежуток достигают необходимых параметров, происходит синтез – слияние атомов.
Большинство токамаков, построенных за последние 70 лет, были исследовательскими реакторами, финансируемыми государством, которые были сосредоточены на изучении поведения водородной плазмы и проблем, с которыми столкнется строительство практического реактора. Это означает, что эти токамаки, как правило, чрезвычайно большие и дорогие, количество циркулирующей энергии таково, что, если она случайно высвобождается в процессе синтеза, вся машина подпрыгивает, как пытающийся взлететь океанический лайнер.
Частные инициативы

Помимо исследовательских реакторов существуют также проекты, финансируемые из частных источников, такие как сферический токамак ST40 компании Tokamak Energy. В то время как правительственные реакторы уже достигли отметки в 100 миллионов °C, сделать это с гораздо более маленьким коммерческим реактором стоимостью всего 50 миллионов фунтов стерлингов (70 миллионов долларов США) является большим достижением – особенно с учетом того, что успех частного реактора должны подтвердить независимые сторонние наблюдатели.
По заявлению компании, целью ST40 является фокус на коммерческих применениях термоядерной энергии. В частности, цель состоит в том, чтобы сделать реакторы экономически выгодными.
Там, где обычные токамаки имеют большие торические камеры, сферический реактор (такой как ST40) гораздо компактнее и заменяет всеохватывающие магниты на те, которые встречаются в центре камеры в виде стойки. Это придает реактору сплюснутую форму, делая его похожим на яблоко. Данная конфигурация позволяет магнитам располагаться ближе к потоку плазмы, поэтому магниты меньше и потребляют меньше энергии, но генерируют при этом более интенсивные поля.

Кроме того, в ST40 используются высокотемпературные сверхпроводящие (HTS) магниты, изготовленные из редкоземельного оксида бария и меди (REBCO) и сформированные в виде узких лент толщиной менее 0,1 мм. Они работают при температуре от -250 до -200 °C, то есть примерно при температуре превращения азота в жидкость. Это делает охлаждение магнитов реактора намного дешевле, чем в случае магнитов, использующих жидкий гелий.
Подобная установка делает реактор меньшего размера и более простым, а плазма остается гораздо более стабильной в условиях, поддерживающих реакцию синтеза. Однако общее давление в реакторе меньше, чем в обычных токамаках, а центральная опора уязвима для распада из-за плазмы и нуждается в регулярной замене.
В настоящее время компания работает над более совершенным реактором ST-HTS, который будет введен в эксплуатацию через несколько лет и, как мы надеемся, предоставит информацию для проектирования первой настоящей коммерческой установки в 2030-х годах.