«Трал Патруль»: автономный охранный робот

Назовите навскидку несколько продуктов, удовлетворяющих трем критериям: они изготовлены по самым передовым технологиям, их можно свободно купить и на них красуется надпись «Сделано в России». Сколько бы пальцев вы ни загнули, приготовьте еще один – для автономного охранного робота «Трал Патруль».
«Трал Патруль»: автономный охранный робот

О героях этой статьи стоило бы снять фантастический боевик. Место действия — как в классическом голливудском кино: обычный «дачный» участок в малопримечательном поселке, правда, неподалеку от Зеленограда, известной кузницы инженерных кадров. За механическими воротами нас встречают персонажи — все как из-под пера сценариста. Генеральный директор Алексей — молодой, подчеркнуто энергичный, всесторонне компетентный. Программист Евгений — вчерашний студент, обаятельный худощавый холерик, который клянется, что выпивает три литра кофе в день и может не спать две недели. Инженеры по ходовой и подвеске — приветливые скромняги Александр и Денис. И PR-специалист Артем — солидный господин средних лет, который служит связующим звеном между этой шайкой гениев и всем остальным миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В описании, разумеется, присутствует изрядная доля шутки. Эти люди — никакая не шайка, а коллектив технологической компании «СМП-Роботикс», давно работающей на рынке охранных систем видеонаблюдения (хотя все ее ключевые лица действительно очень молоды и невероятно талантливы). И они, кроме шуток, производят одного из самых продвинутых роботов в мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верь глазам своим

Робот «Трал Патруль», призванный заменить собою обычных живых охранников, способен контролировать территорию 24 часа в сутки. Он состоит из автономной самодвижущейся платформы SRX и следящей камеры с углом обзора 360 градусов. Роботу особенно хорошо удается патрулировать территории, на которых не должно быть посторонних, — заводы, электростанции, промышленные объекты. Во время работы он не требует какого-либо внимания со стороны оператора и, лишь обнаружив присутствие человека, включает режим слежения и передает сигнал на пульт. Такие машины уже трудятся на олимпийской стройке в Сочи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, что делает робота по-настоящему уникальным, — это система визуальной ориентации, на которую машина полагается целиком и полностью. «Трал Патруль» способен автономно передвигаться по маршруту, объезжать препятствия, в том числе возникающие внезапно, избегать столкновений с людьми и даже самостоятельно принимать решение об изменении маршрута по мере необходимости — к примеру, если нужно преследовать злоумышленника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Робот видит мир перед собой примерно так же, как человек, — с помощью двух видеокамер, расставленных на некотором расстоянии друг от друга. И благодаря сложнейшей программе он умеет понимать и интерпретировать то, что видит. Анализируя контрастные участки изображения, робот выделяет на них отдельные объекты. Опираясь на разницу между левой и правой картинкой, он делает выводы о размерах объектов и расстоянии до них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маршрут для робота не программируется и не рисуется на карте. В качестве первого знакомства оператор просто проводит машину по патрулируемой местности на радиоуправлении. Анализируя изображение с камер, робот выделяет для себя опорные точки, визуальные ориентиры на маршруте. После первой же прогулки «за ручку» «Трал Патруль» готов выходить на работу самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь-то и начинается самое интересное. С первого и до последнего дня робот учится. Каждый раз, проходя по маршруту, он запоминает его изменения, вновь записывая опорные точки. Облик маршрута не может измениться резко: смена дня и ночи, приход зимы, первый снег, даже ремонт дороги протекают плавно, чтобы «ученик» успевал отыскивать в картинке знакомые ориентиры и записывать в память новые. «Опытный» робот поделится знаниями с новичками: чтобы обучить новых патрульных всем премудростям, достаточно скопировать базу данных с одной машины на другие.

Главное чувство

Описанный выше подход к автономному передвижению уникален. «Обычно для сканирования местности перед машиной применяются лидары (сканирующие лазеры), — говорит гендиректор "СМП-Роботикс" Алексей Полубояринов, — однако лидар с необходимыми характеристиками стоит более $30 000, при этом в дождь он оказывается абсолютно бесполезен. Некоторые производители используют для ориентирования высокоточный GPS, но в условиях плотной городской застройки или в лесу среди деревьев его точность падает ниже допустимого уровня. Еще более сложный и ненадежный путь — разметка маршрута радиометками. Ведь малейшее неожиданное препятствие в этом случае заставит робота полностью потеряться в пространстве».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле видеокамеры — не единственные органы чувств охранного робота. У него есть инерциальные датчики, то есть акселерометры и счетчики оборотов колес. Инерциальная и визуальная системы ориентирования дополняют друг друга. «Вестибулярный аппарат» машины постоянно накапливает погрешность, однако визуальные ориентиры помогают ее нивелировать. С другой стороны, инерциальные датчики помогают роботу не растеряться, если маршрут вдруг станет выглядеть по-другому — к примеру, выпадет снег, уедут ранее припаркованные машины, загорятся уличные фонари.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что главное ноу-хау «СМП-Роботикс» — сложнейший алгоритм интерпретации видеоизображения. В систему управления роботом входит несколько вычислителей. Один из них отвечает за обработку картинки: фильтрацию, повышение четкости, сопоставление контрастных объектов, оценку их достоверности (исключение ложных сопоставлений) и создание карты глубин. Схема построения пути проезда, основанная на 16-ядерном процессоре с параллельной архитектурой, позволяет сравнять частоту выдачи управляющих сигналов с частотой кадров 25 Гц. Кстати, именно скорость вычислений, а вовсе не возможности шасси определяет максимальную скорость движения машины. На сегодняшний день она составляет 7 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельный контроллер отвечает за управление силовой установкой. Это малошумные электродвигатели (маршевый и рулевой) и железо-фосфатные аккумуляторы, заряда которых хватает на 40 км пробега при температуре -10°С. «Если предположить режим, при котором 5-минутные перегоны между наблюдательными пунктами чередуются с 10-минутным сканированием местности, то робот может работать 16 часов без подзарядки», — поясняет Алексей Полубояринов. Возможен и более равномерный режим — два часа зарядки через каждые 25 км пробега.

Кстати, опционально на «Трал Патруль» может быть установлена система беспроводной индукционной зарядки. В этом случае робот будет самостоятельно приезжать на зарядную станцию по мере необходимости. Опция особенно полезна в труднодоступных местах со сложными климатическими условиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, камера слежения, установленная на железном патрульном, также имеет собственную вычислительную систему. Она способна распознавать человека и удерживать его в поле зрения, передавая картинку на пульт охраны по Wi-Fi или GPRS.

Разумная оборона

120-килограммовая машина построена на стальной пространственной раме и не лишена некоторых внедорожных способностей. Она передвигается как по асфальту и тротуарной плитке, так и по грунтовым парковым дорожкам с высокими корнями, и по 10-сантиметровому снегу. Зимой машине могут понадобиться шипованные шины. Подвеска робота весьма сложна и тонко настроена. Система визуального ориентирования довольно плохо переносит вибрации, поэтому машине необходим действительно мягкий ход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стеклопластиковый кузов патрульного производится на предприятии НПО «Стеклопластик» недалеко от Зеленограда. Он достаточно прочен, чтобы перетерпеть град или выдержать падение веток с деревьев. Вандализм или попытки хищения роботу практически не угрожают: ведь изображение с видеокамер передается на пульт охраны и записывается высококачественным видеорегистратором. «Закон запрещает ставить на машину устройства, позволяющие ей самостоятельно защищаться от людей, — говорит Алексей, — но светошумовая граната или баллончик со слезоточивым газом, срабатывающие по удаленной команде оператора, допустимы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С прицелом на будущее

«СМП-Роботикс» — это не только ноу-хау, это еще и здоровый бизнес. Алексей Полубояринов с удовольствием делится стратегическими планами, которые учитывают и потребности будущих заказчиков, и конъюнктуру рынка, и даже выращивание новых гениев из студентов родного МИЭТа.

Предсерийные образцы «Трал Патруль» уже находят своих покупателей в разных уголках России. В начале января будет запущено серийное производство в Твери, и это позволит снизить стоимость робота с нынешних 2 млн рублей до менее миллиона. По расчетам Алексея, охранник (включая налоги, социальное страхование, премии, отпускные) обходится предприятию в среднем в 900 000 рублей в год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А на опытном производстве компании, где мы и побывали, по-прежнему кипит работа. На стеллажах мы насчитали около десятка различных рам и кузовов, видели несколько прототипов, в том числе с гусеничным движителем. И конечно же — неизменный блеск в глазах инженеров и программистов. Сейчас они работают над более крупной внедорожной версией охранного робота с полным приводом и шинами низкого давления. Ее назначение — патрулирование газопроводов, которые по большей части пролегают вдали от цивилизации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, автономная платформа SRX, на которой построен «Трал Патруль», годится не только для охраны. Ее модификации способны транспортировать до 50 кг полезной нагрузки и работать в торговле, рекламе, образовании и в сфере развлечений. Мы же надеемся, что «Трал Патруль» снимется в большом кино, главные герои которого будут похожи на молодых и талантливых инженеров из Зеленограда.