Самолет-вертолет: эффектный эксперимент
1. На проведенном армией США в 1950 году конкурсе на лучший проект самолета для фронтовой разведки и спасательной службы фирмой Bell была представлена идея аппарата с поворотными винтами. По итогам конкурса армией и ВВС США в 1951 году был заключен контракт с фирмой Bell на постройку двух экспериментальных самолетов-вертолетов и проведение их летных испытаний.
2. В 1955 году прототипы Bell XV-3 были построены. Летательный аппарат имел впечатляющую конструкцию. Большой фюзеляж, рассчитанный на четырех пассажиров, неподвижные крылья с размахом 9,54 метра, двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л.с. И самое главное — ротор-пропеллер на конце консоли каждого крыла, который устанавливался в необходимое положение с помощью электромоторов: вверх — для вертикального полета, вперед — для горизонтального.
3. Больше всего трудностей инженерам доставил подбор для Bell XV-3 винтов оптимального диаметра. Дело в том, что для вертикального взлета необходимы пропеллеры большого диаметра, а вот в горизонтальном полете выгоднее применять винты малого размера. В итоге компромиссный диаметр поворотных винтов составил 7,32 м.
4. Из-за необычной конструкции Bell XV-3 имел ряд уникальных особенностей в эксплуатации. Так, перекрестная трансмиссия, характерная для многодвигательных летательных аппаратов, отсутствовала. В случае отказа двигателя винты автоматически приводились в вертикальное положение, вследствие чего XV-3 мог снижаться на авторотации как автожир или обычный вертолет. Воздушные винты наклонялись вперед для создания тяги, но при горизонтальном полете часть подъемной силы создавалась крылом.
5. Хотя испытания Bell XV-3 начались в 1955 году, впервые переход от вертикального полета к горизонтальному на этом аппарате был осуществлен только 18 декабря 1958 года летчиком-испытателем Биллом Квинленом.
6. Всего самолет-вертолет XV-3 совершил более 250 полетов и выполнил 110 полных переходов вертикаль/горизонталь, налетав 450 ч. В полетах достигались скорость 290 км/ч и высота 3660 м. Испытания были продолжены в 1965 году в аэродинамической трубе НИЦ им. Лэнгли, однако вскоре были прекращены из-за отрыва гондолы с винтом и повреждения фюзеляжа самолета-вертолета.
7. От идеи конвертоплана не отказались, после было принято решение создать аппарат с поворачивающимися двигателями, что привело к постройке конвертоплана Bell XV-15 (первый полет — в мае 1977 года). Новейший пример конвертоплана — Bell/Agusta BA609 Tiltrotor, завершение сертификации которого запланировано на 2016 год. Взлет и посадка может производиться как вертикально, так и с помощью взлетно-посадочной полосы. BA609 Tiltrotor может перевозить с комфортом и удобством бизнес-джета в самых неблагоприятных погодных условиях до девяти человек. При этом его характеристики в два раза превышают скорость и диапазон типичных вертолетов. На данный момент на аппарат поступило 70 заказов.