Великанша Берта: Сквозь землю

Самый крупный в мире тоннелепроходческий комплекс Bertha начнет работу в Сиэтле.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующие 14 месяцев гигантской машине предстоит провести под землей. За это время она должна будет пробурить тоннель протяженностью 2,7 км, предназначенный на замену виадуку SR 99, поврежденному во время землетрясения 2001 года. По нему проходит около 110 000 автомобилей в сутки. Мнения жителей Сиэтла о виадуке весьма полярны: одни наслаждаются открывающимся с него видом, другие считают что мост, нависающий над набережной и отрезающий её от города — весьма сомнительный «шедевр» архитектуры. Несмотря на то что после землетрясения виадук был восстановлен, существуют некоторые опасения насчет его надежности в случае новых сейсмических толчков. После рассмотрения множества вариантов его замены было решено прорыть двухуровневый тоннель, через который можно будет пустить весь транспортный поток, сейчас следующий по мосту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тоннель будет пролегать на глубине 61 метра, под путаницей труб и проводов — коммуникаций 160 зданий, расположенных выше. Для его прокладки был спроектирован и изготовлен уникальный тоннелепроходческий комплекс, который прибыл из Японии в виде 41 части, которые затем были смонтированы в огромном приямке в начальной точке будущего тоннеля. Машина получила имя Берта (Bertha) в честь первой женщины-мэра Сиэтла — Берты Найт Ландес.

Размеры Берты действительно впечатляют: диаметр 6350-тонного комплекса 17,5 метров, а длина — 99,3 м. Вращающаяся часть машины — ротор — оснащена 260 резцами различного назначения: одни из них разрушают относительно мягкие грунты, другие — крупные валуны, третьи выбирают разрыхленный грунт и направляют его в камеру грунтопригруза. Из этой камеры материал удаляется с помощью шнекового конвейера, а затем попадает на ленточный транспортер. Комплекс мощностью 25 000 л.с. продвигается на 10 метров в день, одновременно с земляными работами размещая на стенках тоннеля бетонные блоки обкладки толщиной 0,6 м каждый. Каждое кольцо обкладки состоит из 10 блоков и весит 163 000 кг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя комплекс в значительной мере автоматизирован, для его обслуживания все еще требуется 25 человек. Оператор следит за работой всех систем Берты с помощью датчиков и видеокамер. Внутри машины есть комнаты для отдыха персонала и кухня.

Бурение начнется в конце июля 2013 года, а по завершении работ машина будет разобрана на части, которые будут вновь проданы Hitachi, поскольку Берта слишком дорога, чтобы просто ржаветь на свалке, а использовать её еще где-нибудь вряд ли представится возможность.

По материалам Gizmag