Бесконечная труба: Сколько изволите
Как правило, они скрыты от наших глаз, поэтому мы легко забываем об их существовании. На самом деле, даже трудно представить, сколькими тысячами километров трубопроводов человечество опутало планету, сколько миллионов тонн «груза» они транспортируют, будь то вода, топливо, отходы — а может, информация, путешествующая по кабелю, защищенному трубопроводом. Все это — кровь нашей цивилизации.
Легко себе представить, сколько отдельных труб необходимо изготовить, доставить и соединить на месте при укладке многокилометрового трубопровода. Все это делает трубопровод совсем недешевым и непростым в сооружении объектом, в местах соединений создаются тысячи «тонких мест» для протечек и аварий. Трубы — вещь тяжелая и габаритная, требующая для транспортировки и установки тяжелой техники. Иное дело разработка, представленная американским профессором Мо Эзани (Mo Ehsani).
Называется она без особых затей — InfinitiPipe, «бесконечная труба», и состоит из легкого ячеистого пластика, покрытого слоями просмоленного углеволокна, соединенных вместе с помощью уникального технологического процесса. Процесс этот позволяет перенести процесс изготовления труб непосредственно на место их укладки, доставляя сюда лишь более удобные и простые в транспортировке материалы. Отсутствие мест соединений повышает простоту и надежность трубопровода.
Эзани и его команда начали работу с поиска методов усиления обычных трубопроводов с помощью современных композитных материалов. Они нашли способ получения полностью композитных труб путем послойного «оборачивания» сердечника слоями композита, с последующим удалением сердечника, который затем можно использовать для изготовления следующей трубы.
Однако тут им в голову пришла простая мысль — что, если сердечник не вынимать, а просто смещать и продолжать оборачивать, делая трубу все длиннее, пока она одна не достигнет нужных размеров? Их технология позволяет сделать ее практически бесконечной, достаточно вовремя укладывать готовую часть и успевать подавать композитные материалы.
Конечно, на практике бесконечности достичь не удается, да в этом и нет необходимости. Практически секции трубопровода можно делать длиной и в несколько километров, хотя на самом деле каждые несколько сот метров в них все равно потребуется делать компенсационные зазоры, которые позволят всей конструкции «дышать». Однако и несколько сотен метров на отдельную секцию — это уже существенный и важный прогресс в сравнении с текущим состоянием дел, когда зазоры-соединения имеются едва ли не через каждые несколько метров.
Легкость используемых в InfinitiPipe композитов в разы снижает стоимость их транспортировки в сравнении с металлическими и бетонными конструкциями обычных труб. Словом, преимущества технологии, по мнению Мо Эзани и его коллег, особенно заметны будут при постройке трубопроводов в слабо развитой местности. Туда будет достаточно доставить машину, изготавливающую и укладывающую трубы, и вовремя «подкармливать» ее композитами.
По пресс-релизу University of Arizona