В «яблочко»!: На спуск Curiosity
Приблизившись к Марсу на гиперзвуковой скорости, аппарат отстрелил парашюты тормозной системы и замедлился до скорости «всего» в 2 Маха. Дальнейшее замедление и мягкую посадку обеспечили пять ракетных двигателей. Марсоход плавно спустился точно на цель. При минимальном расстоянии от Земли до Марса более 55 млн км отклонение места посадки аппарата от идеального составило менее 2 км: он сел в пределах очерченной заранее 20-километровой области (см. иллюстрацию слева) на дне ударного кратера Гейла. Бортовая система навигации и ориентирования точно рассчитала возникшее в первые секунды отклонение от курса и перед посадкой сумела сманеврировать, используя ракетные двигатели.
Кстати, теоретически такая аккуратность позволит в будущем облегчить миссию по доставке образцов с Марса: этот масштабный проект можно будет разбить на два. Первый аппарат проведет сбор проб, а второй, опустившись поблизости от него, лишь заберет их и отправит на Землю.
Впрочем, удивительным спуском, о котором заговорил весь мир, достижения миссии Curiosity уже не ограничиваются. В первые же минуты после посадки аппарат прислал снимки окружающего ландшафта. Нельзя сказать, чтобы картины кратера Гейла стали чем-то неожиданным: этот объект был заранее тщательно изучен. Именно его облик, судя по всему, сформировавшийся под серьезным влиянием эрозионных процессов, сделал кратер целью марсохода. Однако съемка с такого расстояния была проведена впервые.
На переданной фотографии видно одно из шести правых колес марсохода выглядит размытым (см. иллюстрацию) из-за применения алгоритмов корекции, необходимых для более точной передачи более далеких объектов ландшафта. Взгляду открывается широкая плоская равнина с возвышающимся километрах в двадцати краем. Поверхность усыпана небольшими фрагментами почти одинакового размера — этот факт позволяет предположить, что появились они под медленным действием эрозии, а не в результате удара метеорита. Колесо аппарата практически не оставляет следов, что говорит о твердости поверхности. Возможно, для забора проб Curiosity придется перейти на другое место.
Это, кстати, уже не первое научное наблюдение, сделанное новичком. Еще на пути к Марсу Curiosity, оснащенный детектором космического излучения RAD, непрерывно фиксировал уровень радиации внутри зонда. Данные эти позволят не только контролировать состояние его аппаратуры, но и дают непосредственную информацию об уровне космической радиации в ходе полета к Марсу. Так, было ясно показано, что даже несколько мощных вспышек, зафиксированных на Солнце за этот период, не привели к серьезной опасности, и стенки зонда эффективно задерживают излучение.
Примерно такую же защиту будут иметь и космонавты в новом американском корабле Orion, который может отправиться к Марсу в будущем. Судя по всему, радиация им не угрожает.