Кошмар на птицефабрике: Вакцинные гибриды
Вакцинация спасла миллионы, а скорей — даже миллиарды жизней людей и служащих им животных. Особого вреда от введения в организм ослабленного или мертвого патогена, его фрагмента или отдельного белка практически не бывает, зато иммунная система вырабатывает нужную защитную реакцию и легко справляется, когда болезнь приходит во всей своей силе.
Однако на птицефермах Австралии вакцина превратилась в нечто пугающее: два полумертвых вируса, использовавшихся для вакцинации кур, рекомбинировали и соединились в новый вирус, вполне жизнеспособный и смертельно опасный для птиц. В этой страшной истории разбирались мельбурнские микробиологи из группы профессора Гленна Браунинга (Glenn Browning): получился настоящий научный детектив.
Птицефермы всего мира вынуждены вакцинировать кур от вирусов герпеса, которые вызывают у них тяжелое воспаление слизистых оболочек гортани и трахеи — инфекционный ларинготрахеит. В таком состоянии куры резко снижают яйценоскость, а смертность достигает 20%. Хотя для прочих животных и для людей вирус безвреден, с такими потерями не станет мириться никто, и фермеры массово скармливают курам препарат вакцины, содержащей ослабленные частицы вируса, способные заражать, но не вызывать болезненное состояние.
В Австралии долгие годы было одобрено использование двух таких вакцин, производящихся концерном Pfizer — это SA2 и A20. Однако в 2006 г. страна массово закупила еще и третью, под наименованием Serva, которую предлагает европейская компания Intervet (входящая в состав Merck). И уже спустя пару лет было отмечено появление новых штаммов вируса, вызывающего инфекционный ларинготрахеит кур — штаммов 8 и 9. Ничем особенным от прочих штаммов они, казалось бы, не отличались, и смертность от них была такая же, однако вскоре в качестве причины заболеваемости австралийских кур они стали явно доминировать над штаммами, зафиксированными до 2007 г.
Поскольку появление на континенте новой вакцины и новых штаммов соответствующего вируса столь подозрительно совпали по времени, ученые сразу обратили на это внимание. Было предположено, что вирусы — это действительно продукт этой вакцины, в которой частицы вируса за счет случайных мутаций снова обрели патогенные свойства. Такое случается, хотя и довольно редко.
Однако проведенное вскоре секвенирование геномов штаммов 8 и 9 и сравнение их с геномами, имеющимися в трех вакцинах, показали совершенно поразительную ситуацию: новые вирусы — это «гибрид» старой вакцины SA2 и новой Serva. Теоретически, такое вполне возможно, однако для этого требуется, чтобы одна и та же птица была привита дважды, обеими вакцинами, что крайне маловероятно. Возможно, штамм SA2 за годы использования стал уже постоянно присутствовать в какой-то популяции кур на фабрике — в том числе распространяясь и среди непривитых птиц. И после того, как их вакцинировали Serva, могла случиться и рекомбинация вирусных частиц.
Многие вирусологи призывают отнестись к этому случаю со всей возможной серьезностью: подобный механизм может реализоваться и в куда более опасных ситуациях. Они призывают использовать только испытанные вакцины, всесторонне проверенные, в том числе и на возможность рекомбинации с появлением вирулентных штаммов. Паниковать совершенно не стоит: к препаратам, которыми прививают людей, отношение куда более осторожное, чем к куриным, и испытываются, и прежде чем оказаться в шприце медсестры, они изучаются и тестируются во всех мыслимых деталях.
По публикации ScienceNOW