Воздушная подкладка: Секрет волшебных пузырьков

Плотный поток воздушных пузырьков под днищем судна облегчает его скольжение по воде.
Воздушная подкладка: Секрет волшебных пузырьков

Примерно год назад Mitsubishi Heavy Industries (MHI) совместно с крупным японским перевозчиком Nippon Yusen Kaisha (NYK) объявили о планах изучить эффективность системы, призванной снизить трение между днищем корпуса судна и морской водой посредством использования плотного потока воздушных пузырьков. Теперь же система MALS стала одним из решений, используемых в постройке новейшего контейнеровоза и снижающих выбросы СО2 (а значит — и расход топлива) на 35%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пузырьковая» система MALS прошла испытания на борту грузового корабля Yamatai, принадлежащего NYK. Эта баржа была выбрана для тестов, поскольку низкая ее осадка обеспечивает сравнительное небольшое давление воды под корпусом — а значит, работа «генератора пузырьков» не требует особенно мощных насосов, закачивающих воздух под днище. Да и само плоское днище вполне эффективно и равномерно распределяет пузырьки по своей поверхности.

Испытания еще продолжаются, хотя ожидаемое снижение выбросов СО2 в результате работы системы MALS оценивается в 10%. Авторы же движутся дальше и включили MALS (в усовершенствованном виде) в новый проектируемый контейнеровоз типа New Panamax, т. е. максимально возможных размеров для прохождения через шлюзы Панамского канала после его реконструкции, которая должна завершиться в 2014 г. Иначе говоря, такие корабли достигают 366 м в длину, 48,8 м ширину и осадкой 15,2 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ожидается, что обновленная система MALS-14000CS также обеспечит 10-процентное снижение выбросов СО2, а вместе с другими современными технологиями построения корпуса и электронной системой контроля дизельного двигателя — даже 35-процентное. Эти перспективы, видимо, впечатлили профессиональное сообщество: сообщается, что консорциум Archer Daniels Midland уже заказал три контейнеровоза с установленной на них системой MALS.

Заметим, что «пузырьковая подложка» — далеко не единственный пример того, как судостроители пытаются повысить энергоэффективность своих кораблей. Вспомним, к примеру, разрабатываемое гидрофобное покрытие, о котором мы писали в заметке «Сальвиния вредная».