ДНК железных дорог: Почти живые рельсы
Группа японских и британских исследователей нашла весьма остроумное и перспективное применение сравнительно новому методу «ДНК-оригами». Метод этот позволяет синтезировать нити ДНК с тем расчетом, чтобы затем они за счет комплементарных взаимодействий в процессе самосборки образовали определенные плоские, а порой и объемные структуры.
Авторам удалось сконструировать хотя и небольшую, но вполне полноценную «железнодорожную сеть» с одним пунктом отправки и четырьмя альтернативными пунктами прибытия, причем чтобы попасть в любой из них, «поезд» должен преодолеть два перекрестка и на каждом выбрать нужное направление. Это делает и полученный также учеными «ДНК-вагон», направляющийся точно в заданный учеными пункт, который определяется условиями работы всей системы.
«Нам удалось продемонстрировать, что можно создавать наноустройства не только работающие автономно, но и предсказуемо реагирующие на контролируемые изменения стартовых условий работы,» — говорит один из авторов работы Масаюки Эндо (Masayuki Endo). Возможно, в будущем куда более сложные «железнодорожные сети» из ДНК станут основой новых хитроумных детекторов и приборов.
По публикации Asian Scientist