Последние надежды: «Фобос-Грунт» на связи
Напомним, что 9 ноября запуск автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» с Байконура прошел штатно, и она была благополучно выведена на околоземную орбиту и отделилась от разгонного блока. Однако вскоре за тем начались проблемы: маршевые двигатели аппарата не включились, и он не лег на межпланетную траекторию перелета к Марсу, а так и «завис» над Землей.
По окончательно невыясненным причинам связаться с ним не удалось. Вместе с тем, наблюдения с Земли показали, что «Фобос-Грунт», видимо, самостоятельно раскрыл на орбите солнечные батареи и стал получать питание, активно поддерживая и контролируя высоту полета в 200−340 км над поверхностью Земли (в противном случае величина эта была заметно ниже).
Однако связи в течение многих дней так и не было. По мнению источника в ракетно-космической отрасли, это может быть связано с тем, что «Фобос-Грунт» находится в аварийном режиме работы, и выключается каждый раз, когда входит в тень Земли. В интервью РИА «Новости» он сказал: «Если не поступает электроэнергия с солнечных батарей, он все отключает. На солнце вышел, чуть-чуть позаряжался, в тень ушел, и все отключает. И так 16 раз в сутки. Аварийный режим рассчитан на межпланетный перелет, там нет тени». Между тем, аппарат оказывается в зоне видимости российских станций слежения именно когда он находится в тени Земли.
Поэтому особые надежды можно было возлагать на помощь коллег из NASA и ESA с их станциями, расположенными в других частях света. К сожалению и их, попытки связаться с аппаратом, начавшиеся 9 ноября, долго оканчивались безрезультатно. Главной проблемой стала неизвестность точной траектории движения «Фобос-Грунта»: как правило, наземным станциям необходимо достаточно детально представлять положение зонда в космосе, чтобы направить на него свои антенны.
Помимо прочих, к этой задаче почти ежедневно возвращались и сотрудники наземной станции слежения ESA в Перте, в Западной Австралии. Именно проходя над этими областями «Фобос-Грунт», видимо, начинает получать энергию с солнечных батарей и «просыпается», так что может быть доступен для связи. Однако и с этим не все так просто: из-за низкой орбиты он оказывается доступен лишь 6−10 минут, проносясь на огромной скорости, которая сама по себе искажает частоту передаваемого и получаемого сигнала.
После ряда неудачных попыток наладить связь с помощью штатной 15-метровой параболической антенны инженеры в Перте прибегли к остроумному решению: дооснастить ее небольшой рупорной антенной, которая могла бы обеспечить системе широкий охват, оптимальный при отсутствии данных о точном положении «Фобос-Грунта». Кроме того, был искусственно ослаблен сигнал передающей антенны, поскольку бортовая аппаратура зонда рассчитана на работу в условиях межпланетного перелета и, как следствие, слабого сигнала с Земли.
И вот — несмотря на прозвучавшее накануне заявление ESA о прекращении попыток связаться с «Фобос-Грунтом» — в ночь на 23 ноября такая модифицированная антенна в Перте была направлена примерно в район ожидаемого прохождения аппарата и передала набор команд, присланных от создателей зонда из российского НПО имени Лавочкина. Упорство и инженерная находчивость были вознаграждены: станции удалось выйти на связь с аппаратом и получить с него ответ — несущий сигнал.
«Это пока самое начало процесса, телеметрии пока не получено, и мы работаем в тесном контакте с нашими российскими коллегами», — осторожно заявил представитель ESA в России Рене Пишель (Rene Pischel). Вскоре получение сигнала со станции подтвердили и в пресс-центре Роскосмоса, где к произошедшему также отнеслись с осторожностью: реальной связи с «Фобос-Грунтом» так и не было установлено, удалось лишь засечь его радиосигнал. Но это дало новую надежду и стимулировало новые попытки связаться с аппаратом.
Попытки эти были предприняты спустя сутки — и снова принесли радостное известие. Из пяти заранее запланированных сеансов связи от одного решили отказаться (из-за слишком короткого временного «окна»), а два завершились успехом и продолжались каждый около шести минут.
В ответ на запрос с Земли «Включить передатчик» бортовой радиокомплекс заработал и передал основную телеметрическую информацию об аппарате и его полете, хотя и неполную. В самом деле, когда эти данные были получены специалистами НПО имени Лавочкина для расшифровки и анализа, они, по словам источника РИА «Новости», столкнулись с очередной проблемой: «Из полученной сегодня ночью телеметрии ничего вытащить не удалось, какие-то проблемы с кодированием и декодированием. Сегодня вечером и ночью будем пытаться получить информацию в некодированном виде».
Вскоре после этой новости «Интерфакс», ссылаясь на собственный источник, сообщил и вовсе будоражащую новость о том, что связь с «Фобос-Грунтом» удалось установить российской станции слежения на космодроме Байконур. Источник передал, в частности: «Около часа нашей станции удалось связаться с аппаратом и принять с него телеметрическую информацию. Началась расшифровка телеметрии. Пока все проходит успешно». Эти данные удалось расшифровать, но к сожалению, о том, насколько работоспособны системы аппарата, не сообщается.
Одним словом, ситуация остается чрезвычайно сложная, неоднозначная — но и по-своему азартная. Дело в том, что идеальное «пусковое окно» для зонда — промежуток времени, в течение которого Земля и Марс располагаются в пространстве друг относительно друга оптимальным образом — уже закрылось. Комментируя положение, член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш рассказал, что стоит надеяться лишь на безопасное контролируемое сведение аппарата с орбиты.
Однако не столь идеальное, но все-таки допустимое окно сохраняется до конца месяца: по словам главы Роскосмоса, оно закроется в первых числах декабря. На «реанимацию» «Фобос-Грунта» осталось несколько дней. После этого срока, сколь долго ни пробыл бы он на орбите — а по некоторым данным, он, имея рабочие солнечные батареи и оставаясь бесконтрольным, запросто может продержаться и до весны — шансов на межпланетный перелет уже не будет. Следующее «окно» откроется лишь через пару лет.