Без дорог и дураков: как устроены гражданские вездеходы
Геологи, нефтяники, лесники, энергетики, спасатели по долгу службы проводят полжизни вдали от цивилизации. Для того чтобы обладатели этих мужественных профессий могли добраться на работу, не прокладывают дорог. Им верой и правдой служит специальная техника — вездеходы, способные передвигаться в самых сложных природных условиях.
Плавающие гусеничные вездеходы 925 Г «Трофи» и ТМ-140 произведены под одним брендом «Четра», но братьями-близнецами их не назовешь. «Трофи» и по компоновке, и по месту рождения (Волгоградский тракторный завод) - ближайший родственник БМД (боевой машины десанта). В переодетом «в штатское» вездеходе без труда узнается старый вояка, разве что вместо боевой башни пристроен кондиционер.
В активе «Трофи» 240-сильный дизель в паре с простой (а значит, легко ремонтируемой в полевых условиях) механической трансмиссией, подвеска с гидропневматическим подрессориванием каждого катка и переменный клиренс: минимальный просвет в 100 мм облегчает посадку людей и погрузку, а максимальная высота в 450 мм обеспечивает хорошую проходимость в глубоком снегу и болотистой местности. Кроме того, переменный клиренс дает машине шанс самостоятельно освободиться в случае посадки на днище.
Попав внутрь «Трофи», сразу же ощущаешь себя защитником отечества. Забравшись в машину через люк, обнаруживаешь знакомые многим солдатам-срочникам рычаги бортовых фрикционов, педаль подачи топлива, продублированную для «походного» и «боевого» положений, неубиваемую кулису коробки передач. Просторами родины лучше любоваться, высунув голову из люка, но если пойдет дождь или ударит морозец, придется закрыть тяжелую крышку и — добро пожаловать в «боевое» положение, в котором обозревать окрестности можно лишь с помощью оптического прибора наблюдения.
Солдат для плаца
Предвкушая увлекательную поездку, я с комфортом расположился в одном из шести подрессоренных пассажирских кресел. Однако стоило вездеходу тронуться с места, дипломатическая улыбка в миг слетела с моего лица в сопровождении пары непротокольных словечек. Под оглушительный хэви-метал двигателя я в безумном танце пытался всеми четырьмя конечностями зацепиться за пол, стены и потолок, чтобы удержаться на сиденье. Каково же было мое удивление, когда в небольшой просвет открытого люка я заметил фотографа, идущего рядом по вполне безобидному полю спокойным шагом. При этом аппарат способен разогнаться до 61 км/ч. Да, военная техника в Советском Союзе создавалась с прицелом на ТТХ, а не комфорт «живой силы». А «Трофи», пусть и с кондиционером на голове, так и остался БМД.
На резонный вопрос, зачем осложнять и без того непростую жизнь геолога необходимостью наблюдать мир в «перископ», ответил исполнительный директор ОАО «Четра-ПМ» Виктор Четвериков: «Трофи» — это прежде всего шоу-стоппер. «Четра» — современный бренд, который заботится о своем имидже. Поэтому машинам компании нередко приходится выступать на выставках, шоу, спортивных мероприятиях. К военной технике россияне относятся с особым уважением, поэтому «Трофи» никогда не останется незамеченным среди гражданских машин. К тому же владельцы «гелендвагенов» и «хаммеров» нередко ласково называют свои машины «танками». Вполне возможно, что кто-то из них захочет приобрести себе настоящий танк или хотя бы БМД. От «хаммера» его выгодно отличает броня, защищающая от попаданий из любого стрелкового оружия».
Несмотря на то что Четра 925 Г создан на потеху публике, поездка на нем оказалась очень важной. Дело в том, что подавляющее большинство гусеничных вездеходов, представленных сегодня на рынке, сделано на конверсионных заводах на базе военных машин, и уровень комфорта у них соответствующий. Для оператора вездехода частичная потеря слуха считается профессиональным заболеванием. «Трофи» стал отличной отправной точкой, чтобы оценить настоящий вездеход для жизни — Четра ТМ-140, разработанный специально для гражданских нужд.
Суровый уральский комфорт
По словам директора по новой технике «Четра» Павла Веселого, при проектировании гражданских вездеходов компания во главу угла ставила комфорт и здоровье оператора и пассажиров. Забота об экипаже начинается с компоновки, которая не встречается на армейских транспортерах. 250-сильный турбодизель ЯМЗ-236Б-2 здесь располагается в отдельном просторном отсеке, никак не сообщающемся с изолированной кабиной. В моторном отсеке есть место для двух человек. Автономный отопитель способен создать в нем комфортные условия для ремонта при температуре наружного воздуха до -40°С.
На ТМ-140 устанавливается гидромеханическая коробка передач с электрогидравлическим управлением. Важнейшее преимущество гидравлики заключается в способности увеличивать крутящий момент на гусеницах именно в тот момент, когда он необходим сильнее всего - в частности, при трогании с места. Передачи переключаются кнопками практически без разрыва потока мощности, что сказывается не только на плавности хода, но и на проходимости: на болотистых почвах именно постоянная тяга помогает вездеходу не завязнуть в трясине. К тому же отсутствие рывков трансмиссии позволяет сберечь плодородный слой почвы.
Наиболее слабое место гусеничного двигателя — сами гусеницы. Металлические гусеницы слишком тяжелы и сильно повреждают грунт при движении, резиновые - недостаточно надежны для сложных условий эксплуатации. Для ТМ-140 предлагаются гусеницы с резинометаллическими шарнирами, сочетающие в себе преимущества обоих классических типов. Помимо стандартных предлагаются гусеницы с укороченными уширителями для твердых грунтов и устройства зимних дорог и увеличенными резинотканевыми усилителями для мягких грунтов с давлением 0,2 кг/см2.
Просторная семиместная кабина с большой площадью остекления с точки зрения комфорта, в том числе и по уровню шума, сравнима с кабиной грузового автомобиля. Для гусеничного вездехода это очень большое достижение, в котором не последнюю роль играет независимая торсионная подвеска всех катков. Органы управления такие же, как на автомобиле, разве что место руля занимает штурвал.
Ощущения от поездки на ТМ-140 примерно такие же, как на грузовике или автобусе, только вместо дороги перед глазами такой пейзаж, в котором любой джип моментально ляжет на днище или на крышу. В кабине царят мир и покой, и только от созерцания неба во все стекло на 30-градусных подъемах дух захватывает.
Конструктор Робинзона
По-настоящему универсальным вездеход Четра ТМ-140 делает модульная конструкция. В базовом исполнении машина оснащается грузовой платформой с тентом. Однако по желанию можно установить отапливаемый пассажирский модуль для перевозки восьми человек, полностью автономный жилой модуль, по компоновке и оснащению напоминающий небольшой гостиничный номер, и ряд специализированных модулей.
Модуль-мастерская имеет все необходимое для ремонтных бригад. Здесь есть слесарный верстак с тисками, электрогазосварочное оборудование, печь для сушки электродов, умывальник с емкостью для воды, емкости для инструментов. Комплект светильников наружного освещения с необходимыми кабелями и переносной дизельной электростанцией позволит круглые сутки работать в полевых условиях. В модуле имеется люк для ремонта трансмиссии самого вездехода.
Универсальный модуль предназначен для перевозки людей и грузов, проведения ремонтных работ и монтажа технологического оборудования. В нем есть все необходимое для жизни: электрические розетки, аптечка, сиденья и места для багажа, вешалки для одежды, лестница.
Модуль для исследования скважин оснащен гидромеханической лебедкой с глубиной обслуживания до 5000 м. Лебедка приводится валом отбора мощности от двигателя вездехода. Отбор мощности может пригодиться и для подключения механизма саморазгрузки. В профессиональном меню также значится бурильно-крановый агрегат для бурения скважин в мерзлых грунтах под опоры телеграфных линий и ЛЭП, агрегат для рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами при аварийном ремонте нефтепроводов.
Все обитаемые модули оснащаются надежной двухконтурной системой отопления. Зависимый контур связан с системой охлаждения двигателя, независимый - с автономным отопителем марки «Вебасто». Автономное отопление, электроснабжение, освещение, надежность и ремонтопригодность оборудования — все это очень важно, когда речь идет о гусеничном плавающем вездеходе. Ведь в большинстве случаев эта машина забирается в такие непроходимые места, куда кроме нее или аналогичного вездехода не сможет добраться никакая другая техника. Это места, в которые не получится вызвать эвакуатор. Места, где нет дорог и куда без нужного и важного дела не полезет ни один дурак.