Робот: сделано в России: Интеллект
В «бауманке» Алексей Александрович Князев изучал оптико-электронные приборы и марксистско-ленинскую философию. Впрочем, последнюю в те времена изучали все поголовно. Большинство советских студентов не находили в ней ничего полезного, а вот Князева она навела на мысль о необходимости создания искусственного интеллекта. Конечно, многие зарубежные фирмы уже тогда пытались работать в сфере ИИ, да и в советских исследовательских институтах эта тема поднималась неоднократно.
Потом наступили 1990-е годы, был бизнес удачный и не очень, жизнь шла своим чередом, искусственный интеллект остался в прошлом, но в глубине души Алексей всегда хранил мечту о роботах, которые будут помогать человеку в делах насущных. В 2005 году он ее реализовал, основав компанию R.BOT.
Я, робот-полицейский
Айзек Азимов предсказывал, что позитронный мозг, обладающий интеллектом, создадут уже к началу 1980-х годов, а к концу XX века разумные роботы, верно служащие человеку, отправятся завоевывать Вселенную. К сожалению, предсказание великого фантаста не сбылось. Многочисленные компании, специализирующиеся на робототехнике, строят высококлассные дорогостоящие игрушки, способные работать по заданному алгоритму или под управлением человека. В Японии, США, Франции создаются роботы различной степени сложности, но до ИИ им пока далеко.
«Почему не в России?» — спросил себя Алексей Князев. Не найдя ответа на этот вопрос, он начал производство роботов у нас. Конечно, изначально компания занималась разработкой более привычных вещей. В частности, систем интеллектуального наблюдения — устройств, способных распознавать автомобильные номера и человеческие лица, фиксировать нарушения закона, обеспечивать безопасность. Была основана «Лаборатория трехмерного зрения» — на сегодняшний день среди ее разработок мониторинговый комплекс ОКО, размещаемый на аэростате.
Но главной целью Князева были роботы. Первым реально действующим образцом стал R. BOT 001 РПС, где сокращение РПС обозначает «робо-патрульная служба». В принципе, робокоп представлял собой подвижную управляемую камеру с определенной долей самостоятельности. То есть робот стал прямым развитием разработок компании в области видеомониторинга. Важным моментом было то, что R. BOT 001 не остался бумажным проектом. Его изготовили, протестировали в лабораторных условиях и достигли договоренности с пермской милицией на возможность теста робота «в поле».
С мая по октябрь 2007 года R. BOT 001 патрулировал улицы Перми — как с сопровождающим нарядом, так и в одиночку. «Случаев вандализма не было?» — спросили мы у Алексея. «Нет, — ответил он, — робокоп весит 350 кг и имеет пуленепробиваемый корпус. Его даже опрокинуть практически невозможно».
Безусловно, даже при использовании автономного режима за роботом велся постоянный надзор из отделения милиции. В случае чего его могли мгновенно взять под контроль. Глобально R. BOT 001 ориентировался с помощью GPS, а локально, на местности — с помощью двух поясов по 12 датчиков в каждом (на уровне человеческой груди и в самом низу, по кромке «юбки») и шести видеокамер с широкоугольными объективами собственной разработки компании. Устойчивость «агента 001» обеспечивалась в первую очередь смещением центра тяжести к нижней части — три мощных аккумулятора от «КамАЗа» позволяли роботу функционировать без подзарядки в течение четырех часов и составляли немалую часть его массы.
Что же умел робот РПС? В первую очередь — фиксировать нарушения на фото- или видеокамеру, работая в местах, где человек из плоти и крови подвергался опасности. Робот имел синтезатор речи и мог вынести предупреждение; такой опыт проводился — РПС подъезжал к пьянствующим компаниям и декламировал им постановления местной думы о запрете на употребление алкоголя в публичном месте. В большинстве случае компании ретировались от греха подальше. Теоретически робот мог просканировать и проверить документы, послужить регулировщиком на сложном перекрестке.
Конечно, РПС далеко до робоофицера Мерфи из знаменитого фильма. Испытания выявили ряд достоинств и немало недостатков. В частности, РПС иногда ориентировался не слишком точно и едва не задевал своей «тушей» автомобили. Да и степень автономии его была невелика: основную работу выполнял оператор в отделе милиции. Но в целом попытка была признана успешной: стало понятно, что Р. ВОТов можно использовать для охраны порядка. Модель была отправлена на доработку. А пока Алексей Князев дожидался робота-полицейского, он придумал новое направление и вышел с ним на рынок. Его новые R. BOT 100 производятся небольшими сериями и уже неплохо продаются.
Друзья-помощники
Когда мы снимали R. BOT 100 на улице, не было прохожего, который не обратил бы на нас внимания. Все как один останавливаются, оглядываются, улыбаются. R. BOT 100 чем-то неуловимо напоминает R2-D2 из «Звездных войн» — такой же добрый и смешной с виду. Но зато совершенно серьезный внутри.
R.BOT 100 — это дистанционно управляемое устройство, с точки зрения робоклассификации он относится к устройствам для телеприсутствия. «Рулить» им можно, просто имея доступ к интернету. Он оборудован видеокамерой (или несколькими), микрофоном, динамиками. В приципе, опционально можно оснастить сотую модель чем угодно — от монитора на груди до поливочного шланга на голове. По сути это просто устройство для дистанционной работы, не обладающее собственной волей. Но создание демо-робота, подобного инновационным японским разработкам, и не входило в планы Князева и К°. Дело в том, что современные роботы-дроны с манипуляторами, используемые в армии и промышленности, стоят огромных денег. Организации вроде школ или больниц просто не могут позволить себе такую технику. Компания R. BOT с самого начала стремилась к созданию недорогого робота. Стоимость определяется сложностью начинки, качеством и местом производства комплектующих. К сожалению, констатирует Князев, на сегодняшний день производить комплектующие в Китае, а затем импортировать в Россию в пять раз дешевле, чем делать на месте. Впрочем, постоянный контроль качества в любом случае необходим. Например, на экспериментальной модели R. BOT 201 ставили опыты с разработанными компанией руками-манипуляторами, но те показали себя крайне ненадежными, поэтому серийная модель R. BOT 100 пока что рук не имеет. Зато имеет голову, глаза, уши и колеса — этого вполне достаточно.
В двух московских школах уже вовсю идут полевые испытания R. BOT 100 — и они успешны. Мальчик, в течение полугода не имевший возможности покидать постель по болезни, учился через робота, управляя им из дома, переезжая из класса в класс и даже отвечая у доски. Учителя сначала побаивались странного «ученика», но вскоре привыкли. Правда, у такого обучения есть и недостаток — ребенок сильно устает, долго сидя перед монитором и не имея возможности толком отдохнуть даже на переменке. Но это лучше, чем пропускать год или больше, не общаться все это время со сверстниками и быть вечно запертым в четырех стенах.
Есть и другой опыт использования R. BOT 100 в реальной обстановке?- в качестве магазинного консультанта. Управляемый человеком, R. BOT 100 показывает товары (движениями головы), рассказывает о них. Таким образом, можно обеспечить работой инвалидов или, например, иногородних. Причем один оператор может управлять несколькими роботами — лишь бы интернет был. Также рассматривалось использование R. BOT 100 в качестве секретарей (например, бродите вы по кабинету, диктуя письмо, а робот следует за вами и записывает). Схожую функцию R. BOT 100 может выполнять в больнице, проводя обходы под управлением доктора или даже в автономном режиме. На сегодняшний день заказы от заведений здравоохранения есть. Врачи предъявляют высокие требования к качеству цветопередачи «глаз» робота — нередко определить состояние больного можно по его цвету кожи.
Сотая модель
Конструктивно R. BOT 100 — это небольшой конус метровой высоты с подвижной головой и одной большой кнопкой на животе. Если на кнопку нажать, робот будет обездвижен. Заодно она служит индикатором заряда батарей. Внутри есть место для шести аккумуляторов, рассчитанных на 24 часа автономной работы, но ставятся обычно только три. Это делает R. BOT гораздо легче (общий вес — около 40 кг, из них 18 — источник питания), да и заряжается он быстрее. Станции робозарядки стоят прямо у стен лаборатории — робот подъезжает и автоматически начинает подпитываться энергией.
Основной возникающий при виде R. BOT вопрос — это его невысокая проходимость. У робокопа было четыре колеса и юбка, позволяющая брать бордюры до 15 см высотой. R. BOT 100 ниже, легче, у него два ведущих колеса и поддерживающий ролик в задней части основания. «Ну, над проходимостью работаем. Она уже неплоха. По крайней мере мы запускали его на Красной площади, и он спокойно объезжал ее по периметру — непосредственно по брусчатке», — говорит Князев. «Слава Богу, его не арестовали у Мавзолея», — смеюсь я. Кстати, опрокинуть робота очень сложно. При нас его наклоняли более чем на 45°, и он, как ванька-встанька, снова принимал вертикальное положение.
R.BOT 100 интересуются иностранцы. С одной стороны, Япония и Соединенные Штаты являются мировыми лидерами в производстве робототехники. С другой — стоимость самого простого импортного робота для телеприсутствия вдвое, а то втрое больше стоимости российского аналога. Это вселяет заметный оптимизм: экспорт — серьезное подспорье для развития бизнеса.
Останавливаться на достигнутом Князев не собирается. Его роботы получат и функциональные конечности, и более высокую степень автономии — во всяком случае такие планы у компании имеются. Конечно, искусственный интеллект — это цель недостижимая (по крайней мере в обозримом будущем). Но одной цели Алексей уже достиг: российские роботы существуют, производятся серийно и оказывают помощь людям, которые в ней нуждаются.