Низкий старт: Скандинавский подход
Запуск экспериментальной суборбитальной ракеты HEAT-1X прошел в прошлую пятницу с плавающей в Балтийском море платформы. «Мы сделали это», — только и смогли написать разработчики из Copenhagen Suborbitals в своем официальном блоге.
В носовой части носителя размещается герметичная капсула Tycho Brahe с прозрачным куполом, а в ней — манекен на месте будущего человека, который сможет совершить суборбитальный полет. На этот раз капсула достигла лишь довольно скромной высоты в 3,2 км, после чего на парашюте совершила мягкую посадку в море. Действительно, цифра невелика: даже инженеры Copenhagen Suborbitals планировали поначалу провести тестирование с набором высоты до 16 км — не говоря о том, что условная граница космоса пролегает на примерно 100-километровой отметке (читайте: «С чего начинается космос»). Однако и эти скромные километры — большое достижение для разработчиков, которые еще в прошлом году были вынуждены отменить испытания из-за технических сбоев.
«Чувства просто непередаваемые, — радуется один из основателей компании Питер Мэдсен (Peter Madsen), — И мы обязательно учтем все, чему научились во время испытаний. Теперь мы вообще намного лучше представляем, как совершается полет ракеты». Его партнер Кристиан Фон Бенгтсон (Kristian von Bengtson) добавляет: «Это несомненный успех».
Целью компании Copenhagen Suborbitals, начавшей работу в 2008 г., остается недорогая отправка людей в суборбитальные полеты. Именно дешевизна диктует ряд решений, которые используют инженеры. О комфорте, к примеру, речи не идет: капсула Tycho Brahe рассчитана лишь на одного человека, который сможет находиться в ней лишь в фиксированном полулежачем положении. Вес ее вместе с человеком не превышает 300 кг, делая требования к ракете-носителю не слишком высокими. Это, в свою очередь, позволяет проводить запуски с плавучей платформы, делая их безопасными и действительно недорогими.
«Мы нацелены на то, чтобы показать, что пилотируемый полет может выглядеть совершенно иначе, нежели очень дорогие и масштабные решения, которые предлагают государственные агентства», — говорят создатели Copenhagen Suborbitals. Даже процесс разработки по-скандинавски экономен и крайне эффективен с точки зрения расходования средств. По словам основателей компании, до сих пор на весь процесс разработки они тратят порядка 60 тыс. долларов в год.
Конечно, в нем не обходится без сложностей. Так, первые испытания ракеты и капсулы были намечены на сентябрь 2010 г., однако в последний момент (носитель уже был установлен на плавучую платформу) были отложены из-за заедавшего клапана цистерны с жидким кислородом. И теперь у разработчиков все получилось. Надеемся, что так же успешно и быстро они будут работать и в дальнейшем — ведь именно они обещают каждому реальную, не утопическую надежду побывать у самой границы космоса за вполне разумные деньги.
По публикации Space.Com