Винтокрылый скоролет: «Еврокоптер» разогнался
Пара турбовальных двигателей, приводящие в движение несущий пятилопастной винт и пару пропеллеров горизонтальных движителей — прототип Eurocopter X3 не является вертолетом в полном смысле этого слова.
Он относится к аппаратам класса винтокрылов: основной винт обеспечивает вертикальные взлет и посадку и несущую силу в полете, а горизонтальную тягу создают винты движителей на небольших крыльях. Такая комбинация обеспечивает маневренные преимущества вертолета и скоростные, сравнимые с небольшими самолетами. Сегодня такие аппараты довольно активно проектируют и в России, и в США, и в Западной Европе (читайте наш обзор: «В погоне за скоростью»).
Европейским флагманом как раз и является корпорация Eurocopter со своим прототипом Х3, летные испытания которого начались в сентябре 2010 г. Первые месяцы тестирование систем ограничивалось скоростями до 180 узлов (333 км/ч), и лишь недавно после необходимой доработки коробки передач испытания возобновились — уже на полной мощности. В начале мая на испытательном полигоне во Франции Х3 раскрылся во всю свою силу, развив в полете 232 узла (430 км/ч).
По словам пилота-испытателя Эрве Жаммэрака (Hervé Jammayrac), «мы очень впечатлились тем, как легко целевая скорость была достигнута... Х3 вел себя просто замечательно, продемонстрировав отличную устойчивость на больших скоростях, даже с отключенным автопилотом». Представители Eurocopter подвели итоги испытаний, заявив, что Х3 показал характеристики, полностью сравнимые с возможностями современных вертолетов традиционных конструкций, в том числе и низкий уровень вибрации даже без использования специальных антивибрационных систем.
Предполагается, что в будущем Х3 найдет применение в самых разных областях, прежде всего — для задач поиска и спасения терпящих бедствие, охраны и патрулирования береговых линий и протяженных границ, наблюдения за линиями транспорта, специальных военных миссий и просто перевозки пассажиров.
По публикации Gizmag