Кино из полосок: штрихи
О новинках настольной мультипликации нашему корреспонденту поведал Эркен Кагаров. Эркен — человек, весьма известный в профессиональной среде, художник, дизайнер, победитель разнообразных конкурсов и лауреат престижных премий. А еще - взрослый человек, сохранивший в себе пытливую детскую любознательность, которая у большинства людей с годами, увы, сходит на нет. Мало кому из нас придет в голову использовать в своих взрослых делах, скажем, муаровый эффект, хорошо заметный при взгляде на складки тюлевых занавесок. Но об этом позже, а пока поговорим о мультиках.
Двигай пленкой!
Заложенная в технологию идея проста почти до очевидности. Чтобы создать анимированную картинку, нужны лист бумаги и прозрачная пленка. На пленку наносятся параллельные непрозрачные линии определенной толщины — решетка. На бумаге рисуются штрихи, формирующие картинку. Точнее, несколько картинок - образующие их штрихи прочерчиваются рядом с небольшим сдвигом. При наложении пленки с решеткой сверху через прозрачные промежутки между линиями решетки должны быть видны штрихи, относящиеся к одному кадру. Сдвиг пленки вбок закрывает предыдущий кадр и открывает следующий. Впрочем, слово «кадр» в случае с одной-единственной страницей не слишком уместно — автор предпочитает называть их фазами.
Сам принцип — картинка и шторка со щелями — известен очень давно, говорит Эркен. Новинкой является лишь то, что под ширму с полосками можно спрятать не одну картинку, а несколько. Сделать полоски шире, а просветы между ними — уже. Так можно спрятать под решеткой больше фаз анимации. Если мы получаем хотя бы три фазы, то можно отобразить какое-то движение, а если их будет хотя бы четыре, то оно получится достаточно естественным.
Витающую в воздухе идею смог подхватить не только наш собеседник. Практически так же работает американский художник Руфус Батлер Седер. Его версия технологии называется сканимацией (scanimation) и основана ровно на том же принципе, разве только непрозрачные полоски пленки шире.
В варианте Руфуса непрозрачные участки решетки имеют ширину 3/16 дюйма (4,76 мм), а просветы между ними — 1/32 дюйма (0,79 мм). Такая ширина «частокола» дает возможность разместить за ним целых шесть фаз анимации.
С одной стороны, это позволяет делать вполне симпатичные мультяшные сценки, Седером издана даже книжка с анимированными сценками по мотивам «Звездных войн», на обложке которой мрачновато-черный Дарт Вейдер обменивается бесконечными фехтовальными ударами с фигуркой, напоминающей Люка Скайуокера. Вейдер в данном случае однозначно опознается по форменной спецодежде, а вот с противостоящим ему джедаем несколько сложнее. С другой стороны, большая плотность информации требует аккуратнее и равномернее водить пленкой по картинке, иначе эффект может оказаться не идеальным.
Еще одно важное различие «полосок» из разных частей света состоит в том, что хотя разработаны они примерно в одни годы и независимо, но предприимчивый американец свою сканимацию запатентовал, а Эркен Кагаров когда-то посчитал картинки забавными, но не стоящими подобных хлопот. Впрочем, в истории техники похожих примеров — море.
Возвращаясь к истокам
На столе лежит лист бумаги с напечатанными штрихами, в которых угадывается силуэт лошади со всадником. Движение пленки — и лошадь переходит в галоп.
Выбор сюжета не случаен - почти такой же мультик в 1877 году снял американский фотограф Эдвард Мэйбридж, считающийся с тех пор одним из предтеч кинематографа. Правда, Мэйбридж использовал целых 12 фотокамер, по очереди снимавших скачущую лошадь, и получил в итоге дюжину фотографий.
В нашем «мультике» кадров всего четыре. Тем не менее движения героев Эркена из разных сюжетов выглядят вполне естественными — лошадь скачет, бетономешалка вертится, а огромный краб грозно щелкает клешнями. Правда, чтобы добиться нужного эффекта, скорость сдвига пленки должна быть равномерной, а линии решетки - параллельными штрихам картинки.
Линии рисунка не обязательно должны быть вертикальными. Если, например, наклонить их под углом 45°, то смена кадров немного замедляется. При той же скорости протаскивания пленки цветы на поздравлении с Восьмым марта цветут красивее.
Наконец, штрихи на картинке совсем не обязательно должны быть прямыми. Если изогнуть некоторые из них, то наложение решетки дает муаровый эффект - идея, заимствованная у тюлевой занавески, упомянутой в начале статьи. Решетку можно двигать и вращать, выявляя скрытое в кажущейся неразберихе изображение. Таким образом можно «зашифровать» анимацию, надпись, да и вообще любой графический объект.