48 часов: как космонавты тренируются выживать после посадки
Лежа на боку в глубоком снегу, спускаемый аппарат напоминал яйцо какой-то гигантской экзотической птицы- наполовину оранжевое, наполовину зеленое. Тишину заснеженного подмосковного леса нарушало только какое-то шуршание внутри. В течение минут пятнадцати ничего не происходило, и я чуть было не пропустил момент, когда в оранжевой «скорлупе» открылся люк и оттуда выскользнул летчик-космонавт Геннадий Падалка в синем комбинезоне и такого же цвета шапочке. Словно пустую кожуру, он вытащил полетный скафандр и отложил его в сторону. Из люка показался астронавт NASA Джозеф Акаба. «Второй подавать?» — спросили изнутри. «Пока не надо. Лучше выброси нам сюда все колбаски!» Не успела у меня мелькнуть недоуменная мысль насчет обеда, как на белый нейлон лежащего рядом со спускаемым аппаратом парашюта полетели плотно утянутые шнуром цилиндрические свертки. За ними выбрался последний член экипажа- кандидат в космонавты Алексей Хоменчук. Расшнуровав «колбаски», космонавты извлекли из них теплую одежду и без спешки переоделись. В лесу Звездного городка началась очередная автономная комплексная тренировка по выживанию на случай посадки в лесисто-болотистой местности зимой.
История выживания
Необходимость курса выживания для космонавтов стала очевидной в 1965 году, после полета экипажа «Восход-2» — Павла Беляева и Алексея Леонова. Этот полет наиболее известен тем, что именно 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в мире вышел в космическое пространство. А еще — тем, что сопровождался множеством нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Экипажу была дана команда садиться в ручном режиме (опять же впервые в мире), Беляев с Леоновым выбрали район приземления в уральской тайге (для безопасности) и с ошибкой в 80 км совершили посадку в паре сотен километров от Перми. У космонавтов не было теплой одежды, но, по воспоминаниям Алексея Леонова, они использовали для утепления экранно-вакуумную изоляцию скафандров. Вертолеты обнаружили экипаж только на следующий день, но еще одну ночь (пока лесорубы вырубали посадочную площадку для вертолета) космонавтам пришлось провести на месте посадки, правда, уже в более комфортных условиях (в построенной избушке).
«Именно с 1965 года, в общем-то, и ведут свою историю курсы выживания для космонавтов в различных климато-географических зонах, — рассказывает "TechInsider" полковник Александр Герман, инструктор по выживанию и начальник отдела по подготовке космонавтов к действиям в экстремальных условиях Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина. — После этого случая в подготовку космонавтов включили обучение действиям после нештатной посадки — то есть любой, когда экипажу придется действовать автономно. Причем это совершенно не обязательно должна быть посадка где-нибудь в глухой тайге — может быть и посадка в заданное время на заданном полигоне, но в условиях, когда поисково-спасательные службы (ПСС) не могут добраться до экипажа, например, по погодным условиям. В этом случае члены экипажа должны, во-первых, преодолеть стресс, связанный с фактом аварийной посадки, во-вторых, если это необходимо, оказать помощь пострадавшим членам экипажа и, в-третьих, организовать взаимодействие с ПСС — обозначить себя, наладить радиосвязь, демаскировать местность. Ну и, разумеется, сохранить свою жизнь и здоровье, причем с учетом состояния космонавтов после полета (воздействие невесомости и т. п.) и в стрессовых условиях в течение как минимум 48 часов».
В одиночку и группой
Стрессоустойчивость — вообще совершенно необходимое для космонавта качество. Ведь он должен выполнять сложную операторскую работу в условиях постоянного стресса. Поэтому психологическая подготовка космонавтов крайне важна и ей в ЦПК уделяют особое внимание — как индивидуальной, так и командной. К первой относится, в частности, специальная парашютная подготовка. «Представьте себе прыжок с парашютом, — говорит Александр Герман.- В такой ситуации все нормальные люди испытывают страх, поскольку организм воспринимает ее как угрозу жизни. Страх, конечно, можно обуздать, но для этого нужно сделать несколько сотен прыжков. Так вот, космонавт не просто должен совершить прыжок, а за это время решить какую-то задачу или тест и надиктовать решение на диктофон. Причем оценивается не только правильность решения, но и эмоциональный фон». Другая составляющая психологической подготовки предусматривает действия в составе обособленной группы. На тренировках по выживанию космонавты действуют только экипажами (два или три человека).
Снег, песок и вода
Для того чтобы космонавты могли выжить до прибытия ПСС, необходима подготовка по выживанию в широком диапазоне климатических условий: в лесисто-болотистой местности зимой, в пустыне летом и на море (имитация приводнения). Причем, чтобы не потерять навыки выживания, «зимние» и «морские» тренировки каждый космонавт должен проходить раз в пять лет, а вот для получения навыков выживания в пустыне достаточно одного раза. Приводнения отрабатываются на Черном море или на озерах, а пустынные условия — на Байконуре, летом температура там достигает +40°С, а на солнце доходит до +50.
«С точки зрения физиологии тренировки в пустыне тяжелы, поскольку запас воды ограничен, — объясняет Александр Герман. — Но с точки зрения операторской деятельности они относительно просты. Даже с очень сильным морозом, за минус 40, можно бороться активно — двигаться, строить укрытия, собирать топливо, разжигать костры. А вот с жарой в пустыне бороться невозможно, единственный способ минимизировать потери влаги — это полное бездействие. Полное означает полное, даже никаких разговоров, нужно просто построить укрытие из парашютного нейлона... и затем лежать в нем до появления ПСС. А вот навыки действий зимой в лесу и на воде, особенно внутри СА, надо периодически освежать».
Лес зимой
Тренировка в условиях зимнего леса длится двое суток. Как рассказал «ПМ» летчик-космонавт Геннадий Падалка, для которого эта зимняя тренировка по выживанию уже четвертая по счету, раньше подобные мероприятия проводились в куда более суровых условиях — например, в Воркуте или Тикси, где столбик термометра опускался ниже -40°С, а с учетом скорости ветра в 10−15 м/с приведенная температура составляла порядка -50°С. «На самом деле необходимости в столь суровых условиях нет. Исходя из наклонения орбиты, мы не поднимаемся выше 51 градуса северной или южной широты, хотя, конечно, в Забайкалье или на Дальнем Востоке условия могут быть весьма суровы. Но принципиальной разницы, скажем, между -10 и -30°С нет, поскольку тренировка длится всего двое суток. Да и цель подобных тренировок — не столько выживание в суровых условиях, сколько отработка психологического взаимодействия в коллективе».
Несмотря на то что сейчас зимние тренировки проводятся в Подмосковье рядом со Звездным городком, они тем не менее, по словам Александра Германа, хорошо моделируют условия реальной нештатной посадки: «За двое суток космонавты должны выполнить определенную циклограмму: переодеться в ТЗК (теплозащитные костюмы) внутри спускаемого аппарата, найти место под лагерь, демаскировать местность, построить несколько типов укрытий — односкатный и двускатный шалаш или вигвам, переночевать в них, собрать очень много дров, чтобы обогреть себя в течение всего этого времени. Кроме того, отрабатываются вводные по взаимодействию с ПСС, оказание медицинской помощи пострадавшему от переохлаждения или от травм. А закончится все пешим переходом по лесу, при этом предполагается, что один из членов экипажа не может передвигаться самостоятельно — остальные двое должны будут нести его».
Курс выживания
Тренировка, разумеется, завершающая часть курса по действиям в экстремальных условиях, в ходе которого космонавты изучают различные медицинские аспекты, тактику выживания, психологию, а также знакомятся с составом НАЗ. Курс также включает тренировки по переодеванию космонавтов внутри спускаемого аппарата (а это, с учетом чрезвычайно ограниченного внутреннего пространства, крайне непросто) и практические занятия в лесу (ориентирование, разведение костра
Немаловажной задачей тренировок, по словам инструкторов и самих космонавтов, является не только получение реальных навыков выживания с минимальным набором инструментов, но и психологическая подготовка- приобретение уверенности в себе. «Многие сначала просто не верят, — говорит Александр Герман, — что они смогут выжить в таких условиях и с таким скудным набором вещей, как НАЗ. А ведь мы еще и учим, как можно обходиться даже без этих вещей — скажем, как построить укрытие, если парашют застрял в кроне деревьев, или как прожить без ножа и мачете. Элементарные навыки, которые даются в этом курсе, — разжечь костер под проливным дождем, не заблудиться в лесу, согреться на морозе, — достаточно полезны. Но все равно, когда мы заканчиваем курс подготовки, мы желаем космонавтам, чтобы эти навыки им никогда не пригодились».