Боулинг на орбите: орбитальный отель РКК «Энергия»

Космический туризм развивается довольно динамично. Десять лет назад американский миллионер Деннис Тито стал мировой знаменитостью, совершив первый в истории туристический рейд на МКС в качестве любопытствующего обывателя, а не профессионального космонавта. Сегодня коммерческим полетом в космос никого не удивишь. Все возрастающее количество желающих посетить орбиту Земли повлекло за собой новый тренд – разработку станции развлекательно-туристического назначения.
Боулинг на орбите: орбитальный отель РКК «Энергия»

Сразу стоит оговорить несколько моментов. Конечно, создаваемая на РКК «Энергия» коммерческая станция будет служить и научным целям, но — по частным программам. Если кто-либо захочет завезти на станцию кристаллы протеина и там их выращивать в условиях невесомости — пожалуйста, сколько угодно. Но в то же время на станции можно будет и день рождения отметить, и свадьбу справить, и даже корпоратив провести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая оговорка: Деннис Тито был первым космотуристом, но не первым космонавтом, отправленным на орбиту на коммерческой основе. Еще в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) — в рекламных целях.

Но именно Деннис Тито стал первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на МКС для того, чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора и... открыть новую эру в истории космонавтики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коммерческая станция

В кабинете генерального директора компании «Орбитальные технологии» Сергея Костенко — множество дипломов за заслуги в развитии космического туризма и фотографий со знаменитостями. «Мы уже довольно давно работаем в области космического туризма с компанией Space Adventures, — рассказывает Сергей Валерьевич. — Изначально это были просто космические тренировки, а затем, в 2001 году, появился Деннис Тито и положил начало настоящим полетам. По сути, мы занимались менеджментом и коммерческой стороной отправки космических туристов на борт МКС (Международной космической станции). В процессе работы стало понятно, что МКС — это, конечно, грандиозный проект, но для приема туристов нужно что-то более компактное и приспособленное именно для развлечения, свободное и комфортное. И родилась идея коммерческой станции».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработчик РКК «Энергия» им. С.П. Королева

Экипаж семь человек (один капитан-профессионал и шесть туристов)

Минимальный срок службы: конструкция ККС гарантирует срок полной эксплуатационной службы как минимум в течение 15 лет

Варианты экспедиций посещения:

• Краткосрочные, включающие пребывание на Станции от 3 до 14 дней

• Пребывание средней продолжительности от 1 до 2 месяцев

• Долгосрочные визиты с пребыванием на Станции от 4 до 6 месяцев

• Сочетание пребывания на Коммерческой Космической Станции и на МКС

• Внекорабельная деятельность

• Специализированные и разработанные с учетом потребностей клиента пилотируемые космические полеты

Расположение: в пределах 100 км от МКС на наклонении орбиты в 51,6°

Транспортные системы: все типы транспортных и грузовых кораблей (существующих и перспективных): Союз-ТМА, Прогресс, ATV, ARV, Shenzou, Dragon

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Окончательного названия у станции пока нет — ее называют ККС (Коммерческая космическая станция) или CSS (Commercial Space Station). Проект был разработан в сотрудничестве с РКК «Энергия» и Роскосмосом. Последний, в частности, помогает «Орбитальным технологиям» с лицензированием и сертификацией — все-таки космическая отрасль всегда была исключительно государственной прерогативой, и привлечение частного капитала для российского космоса внове.

Сегодня главный объект космического туризма- МКС, обитаемая с 2000 года. Но у нее есть ряд недостатков. В частности, для праздного времяпрепровождения она никоим образом не предназначена. Представители 16 стран постоянно работают на станции, сменяя друг друга, проводят разнообразные исследования и осуществляют сложнейшие научные программы. Конечно, с туристом никто не «возится», он вынужден работать наравне с другими по собственной циклограмме; турист не может подойти в любое время к иллюминатору, потому что последний занят астрономическим оборудованием, не имеет права отвлекать профессионалов от их работы, запланированной по циклограмме. Вот тут-то и возникает серьезная потребность в коммерческой космической станции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические параметры

Говорить о технической стороне дела еще рано: все держится в секрете, получить доступ на РКК «Энергия» крайне трудно, не говоря уже о чертежах станции. Но кое-какие данные уже обнародованы.

В частности, один из заметных плюсов российской станции заключается в том, что она базируется на давно разработанных модулях и технологиях (в отличие от американской, которая строится с нуля, — о ней речь пойдет ниже). То есть ККС имеет огромное количество стандартных узлов, которые не очень сложно изготовить. Они не требуют дополнительных испытаний, поскольку прошли многократную проверку делом.

Туристы и поклонники
widget-interest

На сегодняшний день всего семь человек слетало в космос в качестве туристов – в среднем один человек в год. Все космические туристы – люди известные и обеспеченные, поскольку полет на МКС стоит серьезных денег (около 35 млн долларов); в их числе руководитель знаменитого Cirque du Soleil Ги Лалиберте и разработчик Ubuntu Linux Марк Шаттлворт. А вот глава компании Intentional Software Corporation Чарльз Симони слетал в космос два раза – в 2007 и 2009 годах. Коммерческая космическая станция позволит за один полет разместить на орбите сразу шесть человек – почти столько же, сколько совершило путешествие в космос за всю девятилетнюю историю космического туризма.

На сегодняшний день планируется создать семиместную одномодульную космическую станцию стремя рабочими шлюзами для стыковки. Открытая архитектура подразумевает практически неограниченное расширение туристической станции: со временем к ней можно будет подсоединить второй, третий модули, а к ним — четвертый, пятый и т. д. Станция — посещаемая, необитаемая; так задумано в первую очередь с целью экономии энергоресурсов. Все системы обеспечения жизнедеятельности привозные — энергетика, кислород, еда, вода. Когда на станции никого нет, она законсервирована.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семь человек, одновременно присутствующие на станции, — это капитан-профессионал и шесть туристов. После стыковки корабль временно становится частью станции. Он же служит обязательным средством спасения.

Базовый узловой модуль — шарообразный, оборудованный шестью стыковочными портами. Из трех будут сделаны огромные иллюминаторы — все-таки туристы есть туристы, им бы только поснимать. Надо отметить, что наблюдение за Землей и звездами занимает подавляющую долю времени не только у туристов, но вообще у всех, кто находится в космосе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Функции станция может выполнять самые различные. Называть ее космическим отелем было бы некорректно. Гораздо более важной представляется задача мобильной научно-экспериментальной базы. Одна из идей разработчиков — создание на станции интерфейса, который позволит производить различные научные программы — физико-химические, медико-биологические эксперименты и т. д. Более того, для некоторых научных программ МКС так же непригодна, как и для туризма в чистом виде. Например, для качественного выращивания кристаллических решеток в условиях невесомости нужно достигнуть минимальной микрогравитации. На МКС плотность приборов и электромагнитного излучения весьма велика, соответственно, и микрогравитация не соответствует требуемым для качественного эксперимента параметрам. Гравиполе любого предмета чуть-чуть изменяет процесс, что влияет на качество кристаллических решеток. На ККС не будет такого уровня микрогравитации, потому что там не будет такого количества оборудования — вот и все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если говорить о чисто туристических целях, то ограничения есть, но совсем небольшие. Если у клиента достаточно средств, он может полететь в космос с девушками и партнером по блэк-джеку — и развлекаться там на всю катушку. Правда, секс в космосе имеет свои особенности — в отсутствие гравитации потенция минимальна по чисто физиологическим причинам. Но и без этого туристы найдут чем заняться на околоземной орбите.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Друзья-конкуренты

Идея коммерческой станции давно витала в воздухе — и не только у российских разработчиков. Прямым конкурентом «Орбитальных технологий» является американская компания Bigelow Aerospace, которая уже несколько лет ведет разработку так называемой Коммерческой космической станции Бигелоу нового поколения (Bigelow Next-Generation Commercial Space Station).

Первым концептом Бигелоу была CSS Skywalker, разработанная к 2005 году и способная в соответствии с проектом принимать на борту до семи человек; сегодня она трансформировалась в упомянутую станцию нового поколения. В отличие от российской станции, разработка Бигелоу предполагает использование надувных жилых модулей Sundancer и BA 330 (Nautilus). Каждый модуль имеет внутреннее пространство в 180 м³ (или 330 м3 — для Nautilus) и позволяет проводить разнообразные научные и туристические программы. Надо отметить, что несколько модулей подобного типа уже построены либо находятся в процессе изготовления, — Роберт Бигелоу планирует запустить их на орбиту к 2014 году. С октября началось наземное тестирование компактного модуля Sundancer.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свою станцию Бигелоу позиционирует как полноценный космический многомодульный отель. В действующей конфигурации CSS Bigelow подразумевает использование девяти модулей типов Sundancer и BA 330 общим объемом жилого пространства до 2800 м³. Если быть честным, то проект Bigelow Aerospace выглядит гораздо более перспективно, чем российская разработка. В первую очередь, результаты работы Бигелоу уже видны: вот надувной модуль, к нему можно подойти, потрогать, рассмотреть. Российская ККС — пока что в стадии проекта. Но чем черт не шутит — при должном финансировании можно и догнать, и перегнать вечных заморских конкурентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблемы доставки

Что же сдерживало бурное развитие космического туризма в 1980-х, например, годах? Ответ прост: отсутствие должного количества ракет. Знаменитый вопрос «что делать?» в данной рассматриваемой области превратился в вопрос «на чем летать?». Когда были только «Союзы» и «Шаттлы», вопрос о коммерческой станции даже не стоял. Но на подходе несколько амбициозных проектов, которые позволят коммерческим станциям развернуться на всю катушку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из проектов — SpaceX известного южноафриканского изобретателя и бизнесмена Элона Маска. В июне 2010 года состоялся первый запуск ракеты-носителя Falcon 9, разработанной специалистами корпорации Маска. Это двухступенчатая ракета стартовой массой 333 т; первая ступень оборудована девятью жидкостными двигателями Merlin 1C, вторая — одним специализированным Merlin Vacuum, предназначенным для работы в безвоздушном пространстве.

Что будет поднимать Falcon 9? Собственно, корабль многоразового использования SpaceX Dragon, предназначенный для доставки грузов и экипажа на МКС. Именно Dragon был установлен на Falcon 9 при ее первом запуске; запуск прошел успешно, в ноябре не менее успешно состоялся второй, а на 2011 год запланировано девять стартов к МКС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкурентом Маска является другая частная компания — Orbital Sciences Corporation, которая разработала ракету-носитель Taurus II (первый запуск запланирован на март 2011 года) и корабль Cygnus spacecraft.

Не только американцами жив космос. На том же РКК «Энергия» идет разработка перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) и пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), которые сменят «Союзы» и «Прогрессы». Эскизное проектирование уже завершено, на 2015 год запланировано начало беспилотных испытаний нового поколения российских кораблей, а на 2018 год — первые пилотируемые полеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, Boeing на Фарнборо-2010 представил широкой публике проект пилотируемого космического корабля CST-100; окончание строительства планируется к 2014 году.

Итак, налицо как минимум три американских проекта и один российский, которые имеют реальные шансы на осуществление — и это не говоря о китайцах, которые за семью печатями тоже разрабатывают программу покорения космоса. Увеличение к 2015−2018 годам количества постоянно летающих кораблей приведет к удешевлению полетов и к необходимости строительства новых космических станций — не все же к МКС летать.

Вот тут и вступят в свои права российская ККС и CSS Bigelow. Их даже сложно назвать конкурентами — обе нужны, обе принесут пользу, обе будут востребованы. И обе являются частными проектами, построенными на частные инвестиции. Поэтому велика вероятность того, что лет через двадцать мы и в самом деле будем летать на орбиту для того, чтобы отпраздновать день рождения или хорошо провести время в компании друзей. И на Марсе будут яблони цвести, как говорится.

За помощь в подготовке материала редакция выражает благодарность компании «Орбитальные технологии» и ее генеральному директору Сергею Валерьевичу Костенко