Невербальная коммуникация: Под водой с роботом и планшетом
Новый способ связи между дайверами и подводными роботами очень прост, при этом он является существенным дополнением к арсеналу операторов телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА). Он может значительно упростить проведение совместных операций роботов и водолазов в трудных ситуациях, таких как военные действия или восстановление окружающей среды.
Подводная связь между ТПА и их операторами — проблема почти неразрешимая. Радиоволны, используемые для контроля наземных и летающих роботов — не вариант, поскольку они плохо распространяются под водой и подвергаются значительному искажению. Сонар, использующий акустические импульсы, обладает низкой пропускной способностью и требует высоких затрат энергии, при этом он способен нанести ущерб обитателям подводного мира. А оптический сигнал прерывается разнообразными взвешенными в воде частицами, делая такой способ связи весьма ненадежным.
«Трудности настолько велики, что многие организации попросту избегают проведения совместных работ водолазов и роботов, так как осуществлять их координацию слишком трудно», — говорит Майкл Дженкинс из Йоркского университета, автор статьи «Под водой с роботами: Коммуникации между человеком и роботом на глубине» («Swimming with Robots: Human Robot Communication at Depth»).
В качестве решения Дженкинс предлагает водонепроницаемый планшет, на котором отображаются двумерные штрих-коды (теги), которые уже используются для маркировки некоторых продуктов, а также передачи «рекламных сообщений», считываемых смартфонами. Попеременная демонстрация этих тегов, принимаемая подводной камерой робота AQUA, обеспечивает надежную передачу данных с высокой пропускной способностью, обеспечивая наилучшее качество по сравнению с другими беспроводными средствами подводной связи.
На видео — робот демонстрирует способность реагировать на теги и передает видео на планшет с помощью проводного канала связи. В автономном режиме передача видео станет невозможной, но робот сможет воспринимать команды дайвера и решать поставленные задачи.
На сегодняшний день система была испытана в открытом море и в бассейне. В планах на будущее — проникновение внутрь затонувших кораблей.
По сообщению Technology Review