Мы новый мир построим: Конструктор из пикселей
«Аа! Дарклинги наступают! Ну давай же!..» Двое мальчишек, как уже не первое поколение до них, играют с «кирпичиками» LEGO. Круглоголовые игрушечные человечки вступают в бой со злобными монстрами — Дарклингами, и мальчик в синей рубашке кричит своему другу: «Ты должен построить мост! Скорее!». Детали конструктора соединяются одна с другой, и мост обретает форму.
Но это не обычная игра. Мальчики сидят в комнате без окон, перед полупрозрачным зеркалом. Камеры контролируют каждое их движение, а человек с ноутбуком постоянно делает какие-то пометки. Однако основное различие заключается в блоках LEGO. Они сделаны не из пластика, а... из пикселей.
Мальчики тестируют «Вселенную LEGO» (Lego Universe) — онлайн-игру, выход которой запланирован на октябрь. В течение десяти лет игра создавалась в компании NetDevil под надзором Lego Group. Для NetDevil это первый выход на рынок крупных многопользовательских игр, а для Lego Group — значительный риск. Создатели «Вселенной LEGO» решили, что пытаться убить двух зайцев одним выстрелом — не по ним, и замахнулись на трех: во-первых, перенести тактильное творчество LEGO на виртуальную арену, во-вторых, создать понятную и безопасную для малышей онлайновую среду, и в-третьих, открыть новый рынок для одной из крупнейших компаний — производителей игрушек.
Большинство многопользовательских игр удовлетворяют требованиям более взрослых пользователей и не диктуют каких-либо обязательных норм поведения. Но создатели «Вселенной LEGO» поставили себе цель создать виртуальное пространство, в котором дети смогут быть детьми, не рискуя оказаться жертвами сетевых хулиганов. На карту поставлена репутация LEGO как одного из самых почитаемых родителями брендов.
Кроме того, виртуальный конструктор должен оставаться верным своей природе — все, что построено в игре, должно быть реализуемо в реальной жизни.
Но в отличие от традиционной игры, онлайн-версия предлагает практически неограниченные возможности для взаимодействия игроков. Сказочная страна способна вместить около полумиллиона любителей LEGO со всего мира. Каждый игрок начинает с того, что собирает крошечную фигурку, которая впоследствии будет служить его аватаром в виртуальном мире, где силы зла и разрушения (например, те же монстры — Дарклинги) грозят захватить страну мечты... Исследуя и покоряя яркие земли придуманного мира, игроки могут собирать в нем все, что подскажет воображение — ракеты и небоскребы, деревья и животных. Более двух тысяч различных деталей в 26 цветах оставляют поистине безграничный простор для творчества. Любители Mindstorm и здесь смогут запрограммировать свои творения, воспользовавшись простыми иконками. И объекты смогут стать не просто движущимися, но и интерактивными. И конечно же, виртуальные конструкции могут быть воплощены в реальности — увы, не бесплатно. Сервис «Design by Me» позволит заказать необходимый набор блоков прямиком с завода LEGO.
Разработчики постарались с максимальным реализмом воспроизвести виртуальные детали конструктора: их форму, текстуру, специфику взаимодействия. Задачу усложняло еще и поставленное Lego Group условие: игра должна быть не требовательна к системным ресурсам. Дело в том, что дети часто пользуются старыми компьютерами, и разработчики были вынуждены создавать виртуальный мир, «дверью» в который мог бы послужить компьютер с графической картой 2003 года выпуска.
Однажды команда разработчиков собралась за общим столом и провела небольшой эксперимент под кодовым названием Naughty Duck, что можно перевести как «Плохая утка!». Утки Lego — внутрикорпоративная шутка, основанная на традиции предлагать новым работникам в качестве «вступительного испытания» собрать утку из шести деталей конструктора. На этот раз участники эксперимента получили задание собрать из пресловутых 6 деталей не утку, а «самый непристойный объект, который придет вам в голову». Разнообразием фантазии разработчиков не отличались, но исполнение было на высоте — «объекты» получились весьма узнаваемыми.
Эксперимент выглядел забавно, но специалистам NetDevil было не до смеха. Что будет, если позволить детям взаимодействовать с неизвестными взрослыми в неконтролируемой виртуальной среде? Большинство «детских» виртуальных пространств решают эту проблему, ограничивая возможности пользователей к самовыражению. Естественно, для Lego такой вариант оказался неприемлемым как противоречащий духу компании и смыслу игры. В поиске золотой середины между свободой творчества и безопасностью, разработчики решили ввести «премодерацию» — каждое творение поначалу будет видно только его автору, и только после проверки модератором выставлено на всеобщее обозрение. Обмен сообщениями между участниками будет возможен только в рамках «белого списка» слов и выражений. Разработчики постарались исключить возможность передачи адресов и телефонных номеров. Специалисты NetDevil признают, что невозможно предусмотреть все, но стараются создать для детей наиболее безопасный мир, не ограничивая их в творчестве.
Будет ли новая игра иметь успех — вопрос пока открытый. Одно дело — перебирать в руках «пупырчатые» детали конструктора, пристраивая их одну к другой. Этот процесс способен увлечь не только детей, но и взрослых (о том, как в плен к LEGO попал редактор ПМ, читайте — «Недетские игрушки: Генеральный конструктор»). И совсем другое дело — виртуальное пространство, опирающееся не на тактильные ощущения и невербальное взаимодействие между взрослым и ребенком, а в основном на зрительные образы и воображение.
Кстати, на первой иллюстрации — скульптура Натана Савайи, о творчестве которого вы можете узнать из статьи «Кирпичное сердце Натана Савайи: Искусство из кубиков».
По сообщению IEEE Spectrum