Игропокалипсис: Играют все!
С пронзительным и печальным докладом выступил известный специалист по игровому дизайну, профессор Джесс Шелл (Jesse Schell) на саммите DICE 2010. Яркими красками он живописал будущее, в котором игры все шире захватывают нашу жизнь, а виртуальные события становятся все более значимыми — и требуют все больших реальных затрат от каждого.
Такое будущее, конечно, требует огромного развития информационных технологий, но, по мнению Шелла, оно не так уж далеко. С той скоростью, с которой уменьшаются и удешевляются электронные компоненты, уже в скором времени все и вся вокруг нас будет помечаться не только RFID-чипами (читайте о них: «Прощание с очередями»), но и сенсорами, способными отслеживать активность покупателя и передавать эти данные «кому следует». Товары будут оснащаться процессорами, ЖК-дисплеями и камерами, а вскоре — и предоставят покупателям потрясающие, увлекательные, невероятные возможности играть.
Представьте, к примеру, что датчики в ваших кроссовках будут фиксировать, сколько километров вы прошли и пробежали за день — и передавать данные в медицинскую страховую компанию, которая в зависимости от вашего образа жизни сможет менять стоимость своих услуг. Или что продукты из супермаркета отсылают данные о ваших привычках на сервер многопользовательской игры, и за каждый съеденный батончик шоколада вы получаете определенное количество виртуальных баллов. Возможно даже использование «цифровой татуировки» для того, чтобы превратиться в ходячий рекламный носитель — и снова получать за это определенные бонусы.
Казалось бы, без вашего согласия подобное не должны разрешить. Но согласие вы дадите, ведь, накапливая виртуальные баллы, вы сможете обменивать их на реальные товары, скидки, а то и просто деньги на своем электронном счете. Или — если для вас этого недостаточно — вы сможете получать баллы за поездку на общественном транспорте, что позволит стимулировать использование этого, менее опасного и более мягкого к окружающей среде средства передвижения — а вам подарит, скажем, несколько дополнительных рублей. Или — еще круче — позволит вам «заработать» виртуальные баллы для передачи реальной денежной суммы на благотворительность. Словом, технологии найдутся для каждого, от обычного эгоиста до редкостного альтруиста. Но результат одинаков: рано или поздно вы, конечно, начнете совершать действия и покупки, направленные уже не столько на удовлетворение своих нужд, сколько на получение призовых баллов.
«Полушутливо я называю это внедрение игрового момента в жизнь "Игропокалипсисом" (Gamepocalypse)», — говорит профессор Шелл. Он соглашается, что в подобном описании процесс выглядит мрачноватой антиутопией, но предлагает находить в этом и положительные моменты. Шелл приводит несколько примеров того, как элементы будущего Игропокалипсиса уже сегодня проявляются в нашей жизни.
Так, система Green Goose позволяет подключить датчик к велосипеду: он будет отслеживать покрытое расстояние и, вычисляя количество сэкономленного на этом бензина, вознаграждать вас — правда, чисто виртуальным рейтингом в самой системе. Или напольные весы, которые по Wi-Fi соединению передают в Интернет ваш текущий вес с тем, чтобы на специальном сайте желающие похудеть могли отслеживать свой прогресс и получать персонализированные рекомендации. Или GPS-игра Foursquare, которая превратилась в способ набирать очки за каждое из посещенных мест (и позволяет стать виртуальным «хозяином» места, которое никто из участников игры до вас не посещал).
Слушая доводы профессора Шелла, трудно не согласиться с тем будущее — именно за таким симбиозом портативных устройств, информационных сетей и игровых технологий. К тому же в том, что человек — существо азартное, сомнений нет давно, да и в самой игре, как таковой, ничего плохого нет. Смущает лишь то, что будет поставлено во главу угла: сам человек, игровой процесс — или максимизация прибыли. В этом смысле предсказания Шелла пессимистичны «В большинстве своем бизнес действительно не интересует ни наше здоровье, ни благополучие, ни даже азарт. В лучшем случае вопрос, которым он задается, состоит в том, как манипулировать тягой к здоровью, благополучию или азарту, чтобы стимулировать продажи».
Все подробности теории Игропокалипсиса вы сможете найти в личном блоге Джесса Шелла Gamepocalypse Now. Читайте также и о других пугающих аспектах современных информационных технологий — на сей раз, в области рекламы: «Офлайн как онлайн» — и зарабатывайте, зарабатывайте баллы!
По публикации PhysOrg.Com