Где мы будем брать реванш: Сочи-2014
Именно тогда, в 2012 году, все основные объекты Олимпиады будут введены в строй и получат строгую оценку представителей Международного олимпийского комитета. У функционеров МОК время еще есть, но нам, гражданам России, конечно, интересно, что происходит на стройке уже сейчас. Ведь мы так надеемся, что именно на Черноморском побережье Кавказа наши спортсмены вернут стране лидерство в зимних видах спорта.
Двухэтажная олимпиада
Будущее место проведения зимних игр имеет три узловых элемента: расположенный в Имеретинской низменности (совсем рядом с Абхазией) Олимпийский парк; так называемый горный кластер, объекты которого будут построены в Красной Поляне; и находящийся неподалеку сочинский аэропорт Адлер. И хотя в рамках подготовки к Играм достроят и реконструируют и другие аэропорты юга России, именно на Адлер лягут основные заботы по приему спортсменов и гостей Олимпиады. Разумеется, все эти три элемента должны быть надежно связаны современной транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктурой. Именно инфраструктурные проекты находятся сейчас в наиболее активной фазе реализации. Что касается возведения собственно спортивных объектов, то здесь основные работы впереди. Однако первые очертания будущего Олимпийского парка уже можно созерцать воочию.
Разделение функций между Олимпийским парком, который будет построен в Имеретинской низменности на берегу Черного моря, и горным кластером вполне очевидно: внизу — коньки и «камни» для керлинга, вверху — сани и лыжи. Сочи находится в зоне субтропического климата, и если нужен настоящий снег, придется забираться повыше в горы. Там проложат лыжные трассы, построят трамплины и санные треки. В Олимпийском парке на теплой равнине посоревнуются хоккеисты, фигуристы, конькобежцы и мастера столь полюбившегося многим керлинга. Всем им вполне подойдет искусственный лед. В Олимпийском парке также пройдут торжественные церемонии Игр.
Горный поток
Имеретинская низменность расположена между устьями рек Мзымта и Псоу, той самой, по которой пролегает российско-абхазская граница. Территория самого парка займет там 256 га. Как нам рассказали в «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (сокращенно- ГК «Олимпстрой»), сам ландшафт подсказал проектировщикам архитектурную концепцию парка. За основу взята идея горной реки, спускающейся к морскому побережью. «Мы намеренно отказались от урбанистических мотивов, чтобы создать природную, экологическую атмосферу», — прокомментировал концепцию главный архитектор ГК «Олимпстрой» Олег Харченко.
Подобно водному потоку, стекающему с гор в море, поток людей от олимпийского вокзала будет «перетекать» к входу в Олимпийский парк — и продолжит движение по широкому скверу в сторону моря, через аллею, мосты, коридоры пропилей — ворот для торжественных входов. Предполагается, что в самые напряженные моменты (вторая неделя Олимпиады) через сквер в течение нескольких часов будут проходить 65−70 тысяч человек. На зеленых берегах «реки» их встретят скульптурные композиции, сувенирные павильоны и рестораны с национальными кухнями стран-участниц Олимпийских игр.
В планирование Олимпийского парка изначально заложена некая интрига. Шествуя по скверу, гости Олимпиады поначалу не увидят все пространство парка, и лишь когда в самом конце пути они повернут резко направо, перед ними наконец откроется «море» обширной Олимпийской площади. Вокруг нее будут расположены шесть спортивных арен: Центральный стадион, Большая и Малая ледовые арены для хоккея с шайбой, Ледовый дворец спорта, Крытый конькобежный центр и Ледовая арена для керлинга.
На стройплощадке
Но все это спроектированное великолепие можно будет созерцать еще не очень скоро — пока возведение объектов находится на начальных стадиях. При этом на сегодняшний день на территории будущего Олимпийского парка развернуто строительство всех шести спортивных арен.
В настоящее время уже появилась надземная часть Большой ледовой арены. Завершен монтаж вертикальных конструкций (стен, колонн, лестнично-лифтовых узлов) всей стилобатной части арены. «Выполнены балки трибун, которые будут находиться на подземном уровне, а это треть зрительских мест. Одновременно на уровне — 0,1 м закончено бетонирование первого сектора плиты перекрытия основной части здания», — сообщил Сергей Скрябин, начальник производственно-технического отдела департамента по строительству олимпийских спортивных объектов омского НПО «Мостовик».
Завершилась укладка железобетонного фундамента будущего Ледового дворца спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку на 12 000 зрителей. При сооружении фундамента ледового дворца площадью 20 500 м² потребовалось более 18000 м³ бетона и почти 2000 т арматуры. Строители приступили к новому этапу — монтажу металлического каркаса дворца, который планируется завершить к концу 2010 года.
Возведены фундаменты крытого конькобежного центра и ледовой арены для керлинга.
Битва с ландшафтом
Олимпийское строительство проходит в непростом с точки зрения географии и геологии ландшафте, и речь здесь идет не только о горных участках. Часть Имеретинской низменности находится ниже уровня моря, и от затопления морской водой ее ограждают пляжи, которые формируются галькой, выносимой течением реки Мзымта. Тем не менее даже на относительно возвышенных участках грунт рыхлый и нестабильный. Нельзя сбрасывать со счетов и сейсмическую опасность региона. Так что при строительстве здесь массивных спортивных сооружений приходится искать специальные технологические решения. Например, проектировщики НПО «Мостовик», возводящего, в частности, здание Большой ледовой арены для хоккея с шайбой, отказались от постановки сооружения на сваях. Свай понадобилось бы слишком много и забивать их пришлось бы на глубину более 70 м. Кроме того, такая операция потребует слишком много времени, из-за чего может пострадать график возведения объекта. В итоге в качестве фундамента была выбрана мощная монолитная бетонная плита, положенная на слой геотекстиля — специального материала, препятствующего вымыванию почвы грунтовыми водами. Бессвайный вариант гарантирует при этом сейсмоустойчивость здания при землетрясениях до 9 баллов.
Можно сказать, что вся территория, на которой уже возводятся или будут возводиться объекты Олимпийской деревни и Олимпийского парка, требует специальной подготовки. Ради этого разработан проект «Инженерная защита Имеретинской низменности», который ведет в настоящее время ЗАО «Инжиниринговая корпорация "Трансстрой".
«Этот проект не находится в центре внимания широкой публики, — объяснила "ПМ" Елена Гурьянова, директор по связям с общественностью холдинговой компании "Трансстрой". — В его рамках производятся осушение болот и образование озер (их ‘окультуривание'), дноуглубительные работы на этих водоемах, отвод сточных вод и организация системы ливневых стоков, устройство канализационных колодцев и проводка инженерных коммуникаций к будущим постройкам, строительство внутриплощадочных дорог. Именно эта технически очень сложная работа в дальнейшем позволит построить на большой части территории Имеретинской низменности гостиничные комплексы и олимпийскую деревню. С учетом сложных геологических основ, почв и подземных вод работа по проекту предстоит кропотливая и сложная — изыскания идут постоянно. Появляются все новые и новые ‘неожиданности' почвы и структуры подземных вод, что требует вести проект с научным сопровождением и постоянным пересмотром первоначальных расчетов».
Прозрачные паруса
Олимпийская архитектура, как известно, имеет не только функциональный, но и символический смысл. Она призвана создавать запоминающийся образ, отражающий в себе как азарт и стремительность зимних видов спорта, так и культурно-природную специфику принимающего Игры региона. Именно поэтому помимо российских архитекторов к проектированию спортивных объектов привлечены представители ведущих мировых архитектурных бюро, и результаты совместного творчества вполне впечатляют — правда, пока на эскизах.
Например, над решением Центрального стадиона ГУП МНИИП «Моспроект-4» работает вместе с американским бюро Populous, спроектировавшим по всему миру многие десятки залов и стадионов.
Стадион станет самым высоким зданием в Олимпийском парке. Покрытие над трибунами составят из двух прозрачных сходящихся арок, и сооружение будет представлять собой величественное зрелище, особенно при вечерней подсветке. «В отличие от других подобных композиций, мы попробовали придать аркам форму, напоминающую паруса или очертания холма, для того чтобы еще раз подчеркнуть, что зимняя Олимпиада в Сочи будет проводиться на берегу моря», — прокомментировал дизайн стадиона Олег Харченко.
Интересным дизайном будут обладать и другие спортивные объекты Олимпийского парка. Например, концепция Большой ледовой арены воплощает в себе образ чуть приоткрытой морской раковины и одновременно застывшей капли росы. В архитектурной концепции Малой ледовой арены для хоккея с шайбой заложена идея снежного вихря.
Основной особенностью Ледовой арены для керлинга станет главный фасад. Проектировщики итальянской компании Stahlbau Pichler GmbH предложили разместить над входом медийный экран.
Внеплановый шторм
Гигантская стройка, развернувшаяся в междуречье Мзымты и Псоу и связанная со значительным вмешательством в ландшафт, разумеется, не обходится без определенных проблем. Волнуются экологи, работы по созданию транспортной инфраструктуры порой создают неудобства жителям города Сочи, временами возникают дискуссии о соответствии строительства проектным срокам.
14 декабря 2009 года шестибалльный шторм разрушил строящиеся сооружения грузового порта в устье Мзымты. Этот порт имеет ключевое значение для всего строительства, так как именно через него планируется доставлять на площадки в Имеретинской низменности большие объемы стройматериалов. Ближе к Играм его предполагалось перепрофилировать в яхтинг.
Елена Гурьянова, представляющая ЗАО «Инжтрансстрой» (компания выступает одним из подрядчиков строительства порта), прокомментировала ситуацию так: «Проект состоит из двух частей — инвестиционной и федеральной. Инвестиционная часть (финансируется заказчиком, компанией ‘Базовый элемент') — это структура сооружений и комплекс зданий по береговой линии, причалы и искусственная территория. К федеральной части (заказчик — ‘Росморпорт') относится сооружение защиты в акватории моря, сама акватория порта и все дноуглубительные работы.
После шторма 14 декабря инвестиционная часть практически не пострадала, в отличие от федеральной. Причины исследовала специальная комиссия. Безусловно, сыграл роль тот фактор, что сооружения строились пионерным способом и работы не были закончены — в море стояли разрозненные сооружения, гряда защиты замкнута не была и нагрузку шторма такие неоконченные строения выдержать не могли.
После шторма на той части объекта, которая не пострадала от стихии, работа продолжалась по плану и по проекту контракта. Некоторую часть возведенных конструкций потребовалось восстанавливать. К восстановительным работам приступили после актов-заключений страховых компаний о состоянии объекта, что, несомненно, отразилось на сроках строительства. Сегодня проект порта доработан проектировщиками, усилена конструкция защитных сооружений с учетом измененных условий силы и высоты волны Черного моря на данном участке побережья. Однако сроки сдачи объекта действительно будут сдвинуты, задержка оценивается в три месяца».
Дорога и жизнь
Непредвиденные случаи, конечно же, могут задержать те или иные этапы строительства, однако в целом серьезного отставания от графика не наблюдается и задействованные в олимпийском проекте организации обещают сделать все в срок. Другое дело — экологическая цена вопроса. Горы, речная долина и узкая прибрежная полоса равнины — не слишком подходящее место для крупного строительства, в особенности транспортного. Особую озабоченность природоохранных организаций вызывает прокладка совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна, проходящей через территорию Сочинского национального парка с его уникальной биосистемой. Как сообщили «ПМ» в ГК «Олимпстрой», для нейтрализации негативного воздействия строительства на природу Краснодарского края разрабатывается программа компенсационных мероприятий, направленная на восстановление нарушенных территорий.
Площадь Сочинского национального парка, которая будет задействована под строительство спортивных и сопутствующих объектов, составляет всего около 1% территории, и вместе с тем планируется ее увеличение на 20000 га за счет передачи участков Лооского лесхоза, что составит 10% территории парка. ГК «Олимпстрой» разработала и направила ответственным исполнителям строительства олимпийских объектов в горном кластере иллюстрированный справочник по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений, произрастающим на территории Сочинского нацпарка.
Корпорация также поддержала решение администрации Краснодарского края включить в территорию планируемого орнитологического парка в Имеретинской низменности участки в устье реки Псоу общей площадью 85 га.
В настоящее время разрабатываются «зеленые» стандарты, с учетом которых будут приниматься проекты по строительству зданий для Олимпиады в Сочи. Эти стандарты, включающие дополнительные экологические требования к проектированию и строительству объектов, будут основаны на многолетней зарубежной практике, воплощенной в стандартах LEED и BREEAM.
Остается надеяться, что интересы большой политики и большого спорта в конечном итоге мирно уживутся с законным желанием сберечь для потомков уникальный уголок российской природы. Отдельно хочется пожелать терпения и выдержки жителям города Сочи. Конечно, трудно жить в квартире, где несколько лет подряд происходит капитальный ремонт. Но пусть все нынешние трудности в конце концов обратятся во благо. Ведь уже меньше чем через четыре года Сочи станет самым популярным городом на Земле.