Микробная дактилоскопия: Бактериальные отпечатки

Вскоре среди тюремных татуировок может появиться и «За все микробам отомщу». Ведь новая технология позволяет идентифицировать преступника по уникальному набору бактерий с его рук.
Микробная дактилоскопия: Бактериальные отпечатки

Современные преступники нередко исключительно подкованы. Все знают, что на месте преступления лучше не оставлять ни отпечатков крови, ни волос, ни других «деталей», позволяющих получить ДНК злодея (кстати, обязательно почитайте о поразительной роли, которую сыграл ДНК-анализ в криминалистике, в нашей статье «Золотой стандарт»). А в будущем им придется, идя на дело, прихватывать с собой и целый набор для дезинфекции: ученые нашли способ идентификации личности по ее «бактериальным отпечаткам».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не секрет, что в и на нашем теле нашли приют сотни видов бактерий, с множеством из которых мы научились жить ко взаимной выгоде и пользе. Одни из них участвуют в пищеварении, другие помогают иммунной системе бороться с опасными пришельцами. И каждый человек (даже однояйцевые близнецы) обладает собственным, уникальным и неповторимым набором этих микроорганизмов. Но лишь недавно группой американских ученых во главе с профессором Ноа Фьерером (Noah Fierer) предложено использовать эту характеристику для создания нового практического инструмента современной криминалистики.

Изучив микробное «население» различных частей нашего тела, они (вслед за более ранними исследованиями) выделили пару десятков своеобразных мини-экосистем. Часть из них, разумеется, располагается на поверхности кожи. К примеру, виды бактерий, встречающихся на сравнительно гладкой и сухой коже запястья, по словам ученых, так же непохожи на обитателей влажной и теплой подмышечной впадины, как животные саванн — на животных тропических джунглей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но главное — конкретный набор бактерий совершенно неповторим для разных людей, при этом оставаясь неизменным во времени. По данным Фьерера, у двух людей совпадают не более 13% обитателей ладони — из чего и последовал логичный вывод: почему бы не использовать эту характеристику в криминалистике, как аналог отпечатков пальцев? Для пробы ученые сделали смывы с клавиатур 3-х разных компьютеров и взяли соскобы с пальцев их владельцев. Проведя секвенирование ДНК для идентификации полученных таким образом бактерий, они с легкостью установили, какой компьютер какому из «подозреваемых» принадлежит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем было решено проверить, насколько позволяет этот метод не просто сделать выбор между несколькими определенными людьми, но выделить определенного человека из общей массы. Ученые получили образцы бактерий с 9-ти компьютерных мышей и ладоней 9-ти людей, которые ими пользовались. Кроме того, были взяты образцы у 270-ти человек, которые никогда в жизни не прикасались ни к одной из этих мышей. Во всех 9-ти случаях было показано, что бактерии, оставленные на мышах, легко позволяют выделить их владельцев. Вдобавок, уникальный набор микробов сохраняется на клавиатуре и мыши в течение 2 недель после того, как ими попользовался «подозреваемый».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессор Фьерер добавляет, что уникальность бактериального «населения» ладоней столь надежна, что ее нельзя «стереть» самым тщательным мытьем рук: даже после такой процедуры микроорганизмам требуется пара часов для полного восстановления, ведь основная их масса обитает в сравнительно глубоких слоях кожи. Новый метод имеет и то преимущество, что микробиологические смывы можно получать и с текстурированной поверхности — скажем, кусочка ткани — с которых невозможно снять отпечатки пальцев.

Впрочем, другие специалисты замечают, что пока еще вопрос о том, насколько действительно уникален набор бактерий у каждого человека, не решен окончательно. Слишком уж для малого числа людей пока имеются эти данные. Но Фьерер и его коллеги не унывают: они понимают, что их работа находится еще лишь на первых этапах, и уйдут годы на то, чтобы довести его до окончательной точности и достоверности, с которой согласится даже самый строгий судья. В конце концов, на доработку метода отпечатков пальцев тоже когда-то потребовалось без малого полвека.