10 транспортных причуд: самый экзотический общественный транспорт

Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и электрички... Эти проверенные временем виды городского транспорта населили города всего мира и особым разнообразием конструкций не отличаются. Впрочем, есть места на Земле, где пассажиров возят по-настоящему удивительные машины
10 транспортных причуд: самый экзотический общественный транспорт

Можно ли ехать, ощущая при этом, что летишь? Такой необычный опыт можно получить, разве что перемещаясь по городу по подвесной монорельсовой дороге. В наши дни монорельс — не такая уж редкость. Как правило, поднятые на высокие опоры, эти линии создают для городского транспорта «второй этаж», дают возможность «перешагивать» через оживленные магистрали и промзоны, занимая при этом не слишком много земли, которая в мегаполисах на вес золота. Однако наиболее типичная конструкция монорельсовой дороги — это массивная монотавровая балка из бетона, по которой поезд движется, как бы оседлав ее сверху. Гораздо реже встречается другой вариант: пассажирский вагон подвешен к рельсу и между поездом и землей — пустота. Почти как в самолете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дыхание старины

Подвесная монорельсовая дорога имеет настолько футуристический вид, что кажется, будто это изобретение совсем недавних времен. Однако, для того чтобы убедиться в обратном, достаточно взглянуть на фотографию, открывающую статью. На ней запечатлен поезд монорельсовой линии в немецком городе Вупперталь (Wuppertal Schwebebahn). Эта старейшая в мире подвесная дорога вступила в строй в 1901 году, а сама идея восходит к первой четверти XIX столетия, когда был предложен проект монорельса на конной тяге. За более чем столетие линия, разумеется, модернизировалась — в частности, на ней появились сочлененные многосекционные составы, но в основе своей это все та же вековой давности конструкция, которая служит верой и правдой по сей день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лифт в другой район

На ступенях эскалаторов сидеть нельзя — все пассажиры метро не раз слышали об этом от дежурных с зычным голосом. Эскалатор действительно не самое безопасное средство передвижения, да и комфорта маловато. А вот «карлатор» — совсем другое дело. Машина с таким названием работает на одной из станций японских железных дорог. Смысл тот же — переезд от перрона к вестибюлю станции и обратно, зато совершать его можно сидя, причем на абсолютно законных основаниях. Вместо ступенек в «карлаторе» перемещаются открытые кабинки с креслами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно, конечно, и не признавать «карлатор» полноценным видом городского пассажирского транспорта, но вот о необычном средстве передвижения в Гонконге такого уже не скажешь. Система, состоящая из нескольких эскалаторов и горизонтально движущихся пешеходных дорожек, имеет длину 790 м и соединяет деловой центр города с жилым районом Mid-Levels, находящимся на 135 м выше по склону горы. Ежедневно эскалаторы перемещают десятки тысяч людей, едущих утром на работу, а вечером домой.

Япония «Карлатор»
widget-interest
Рейсы вверх и вниз в «карлаторе» осуществляют не два отдельных подъемника, как в эскалаторе, а один, маршрут которого замкнут в петлю. У перрона и в вестибюле кабинки делают разворот (чем-то это напоминает поездки на «чертовом колесе»). Надо при этом сказать, что комфорт передвижения на необычном подъемнике весьма относителен: говорят, что изначально «карлатор» предназначался для перевозки грузов, а не людей. Сидеть в кабинках жестковато, да и трясет прилично. Не случайно за всю историю существования японских железных дорог на станциях было построено всего лишь два «карлатора», а в наши дни остался один.

В пару к эскалатору, соперничающему с автобусами и личными автомобилями, стоит упомянуть чудо-сооружение, воздвигнутое на противоположном конце Евразии. Столица Португалии Лиссабон, как и Гонконг, карабкается ввысь по склонам гор. Но только здесь для перемещения пассажиров между находящимися на разных высотах районами города используется уникальный в своем роде вертикальный лифт, ходящий не внутри здания, а в отдельно стоящей шахте. Желающие подняться из района Баиша на площадь Ляргу ду Карму, сначала двигаются строго вверх на лифте, затем преодолевают небольшой участок винтовой лестницы и оказываются на горизонтальном мостике, который ведет к концу маршрута. В итоге получается траектория в виде буквы «Г». Проигрыш в расстоянии очевиден, зато сколько удовольствия от необычного аттракциона!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зубастый трамвай

Гористый рельеф местности — фактор, заставляющий конструкторов включать максимум фантазии при разработке средств передвижения. Стандартные фуникулеры и канатные дороги не рассчитаны на перевозку большого количества пассажиров и тем более грузов. А что если в горы надо поднять целый поезд?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для поездов, двигающихся по обычной железнодорожной колее, эта задача часто непосильна. Максимальный уклон пути, который считается безопасным, — около 4%, на большинстве же участков он гораздо меньше. Чтобы сгладить перепады высот на равнинах, возводят длинные насыпи, позволяющие сделать железнодорожный путь более пологим. В горах это часто невозможно технически. Приходится либо объезжать горы по серпантину, либо строить зубчатые железные дороги, которые могут иметь уклон в десятки процентов. Зубчатая железная дорога практически ровесница обычной — первая линия вошла в строй еще в 1812 году, соединив английские города Лидс и Миддлтон. Несмотря на некоторое разнообразие конструкций, общий принцип един: к стандартной двухрельсовой колее добавляется третий рельс в виде зубчатой рейки, за которую на крутых подъемах цепляются зубчатые колеса локомотива. Таких дорог немало в разных странах мира, от США до Индонезии, а в некоторых городах имеются даже линии городского трамвая, где используется зубчатый путь. Один из примеров — Будапешт, где с 1874 года по сей день на линию выходит трамвай, преодолевающий с помощью зубчатого рельса перепад высот в 264 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В бетонных оковах

Главное отличие трамвая от автобуса заключается в том, что трамвай привязан к рельсовому пути и передвигается на металлических колесах железнодорожного типа, а автобус поставлен на пневматические шины и может свободно менять маршрут. Однако между этими крайностями существуют переходные виды. O-bahn- термин немецкий, и вид транспорта, который обозначается этим словом, разработан в Германии инженерами Daimler-Benz. Однако наиболее известная в мире линия «О-бана» проходит в пригородах Аделаиды, крупного города в Австралии. По сути речь идет об обычном городском автобусе, едущем по специальному желобу, который состоит из двух бетонных направляющих в форме буквы «L». Выехать из желоба невозможно, а чтобы резиновые шины не терлись о бетонные края трека, автобус упирается в них дополнительными направляющими колесиками. Колесики соединены с рулевым механизмом, и во время движения по линии «О-бана» руль крутить не нужно, машина поворачивает сама. Когда линия заканчивается, автобус выезжает на обычную дорогу и водитель снова принимает на себя управление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один трамвайно-автобусный гибрид можно наблюдать во французском городе Клермон-Ферран. Электрический пассажирский транспорт Translohr ездит на электричестве и подобно автобусу поставлен на автомобильные колеса с пневматическими шинами. Но это не троллейбус! Дело в том, что вдоль линии движения Translohr проложен специальный направляющий рельс, по которому катятся дополнительные колесики, не давая машине уйти в сторону. Там, где рельса нет, Translohr ездить не умеет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поющие трициклы

В нашу «горячую десятку» причуд городского транспорта попали также удивительные лиссабонские трамваи, которые ездят вверх-вниз по крутым улочкам португальской столицы, имея при этом признаки фуникулера — канатную тягу и скошенное днище (для поддержания пассажирского салона в горизонтальном положении при подъеме-спуске). Еще одно место в списке принадлежит трехколесным автомобильчикам GoCar, которые, ориентируясь по системе GPS, самостоятельно проводят туристические экскурсии, поют водителям песни и всячески стараются их развлечь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но завершим мы наш рассказ о современных транспортных чудесах одной из достопримечательностей отечества. Несколько лет назад по интернет-форумам и блогам кочевала фотография трамвая, выезжающего из тоннеля на станцию... метрополитена. «Всезнающие» сетевые завсегдатаи из столиц комментировали фото сакраментальным «Фотожаба!» (цифровой фотомонтаж). А вот интернет-юзеры из города-героя на Волге или те, кому приходилось бывать в Волгограде, только посмеивались. Да никакого обмана — линия волгоградского «метротрама» (метротрамвая) имеет более чем трехкилометровый подземный участок с двумя станциями, очень похожими на станции метро. Подобные же гибриды трамвая и метро существуют, например, в Кривом Роге (Украина), а также в США и некоторых странах Западной Европы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как обнять мост

Все средства передвижения, о которых мы вспомнили в этой статье, возят людей в наши дни, и каждому, кто хочет на них прокатиться, достаточно лишь взять билет в нужную точку планеты. Однако история, как водится, ничуть не беднее дня сегодняшнего, и пробы и ошибки дней минувших породили немало диковинных машин, совершавших пассажирские рейсы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сочлененными автобусами и троллейбусами сегодня никого не удивишь. Такая конструкция позволяет повысить вместимость транспортного средства за счет увеличения его длины, облегчая при этом «вписывание» в поворот. Однако в 1924 году на улицы Амстердама вышли автобусы, которые «складывались» не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Зачем? Дело в том, что в старинном городе, изборожденном каналами, часто встречались «горбатые» мосты с выраженной кривизной пролета. При малой величине дорожного просвета длинный автобус рисковал сесть на днище, и чтобы избежать подобных неприятностей, придумали сочленять секции шарнирным соединением, позволявшим создавать между ними небольшой угол по вертикали. Дело было в 1924 году, и — увы! — три года спустя выяснилось, что такая конструкция весьма ненадежна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полторы тонны энергии

Заставить автобус ехать на электричестве пытались еще десятилетия назад, но вариант троллейбуса был в истории вовсе не единственным. Троллейбус хорош всем, кроме одного: на всем пути его следования требуется проложить контактную сеть. Чтобы обойтись без постоянного контакта с проводами, необходимо как-то запасать электроэнергию, но проблема высокоемких и одновременно компактных аккумуляторных батарей не решена до сих пор, а уж полвека назад с этим было еще сложнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот в 1950 году швейцарская компания Oerlicon предложила вариант «гиробуса» — электроавтобуса, в котором энергия запасалась механически. По пути маршрута были установлены столбы, представлявшие собой станции подзарядки. Подъезжая к станции, гиробус поднимал три зарядные штанги, подключаясь к контактам трехфазной сети (до 500В). В этот момент электромотор раскручивал установленный на борту машины маховик весом 1,5 т. Зарядка длилась от 0,5 до 3 минут, после чего гиробус продолжал свой путь. Запас хода до следующей зарядки мог составлять до 6 км при скорости 50−60 км/ч. Во время движения электромотор переключался в режим генератора и постепенно преобразовывал энергию вращения маховика обратно в электричество, которое использовалось для питания электродвигателя, электротормозов и осветительных приборов. Гиробусы ездили в Швейцарии, Бельгии, добрались до Африки. Советские конструкторы тоже разрабатывали аналогичные проекты. Однако транспорт получился неэкономичным и трудноуправляемым, так что до 1960-х не дожил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подводный трамвай

Эксперименты с монорельсом также подарили истории несколько забавных средств передвижения. В 1892 году в США была пущена подвесная монорельсовая дорога... на мускульном приводе. «Вагон» представлял собой велосипед, колеса которого располагались над головой седока и катились по подвешенному на опорах стальному рельсу. Купив билет, пассажир усаживался в седло и становился сам себе машинистом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О монорельсовых поездах, удерживающих равновесие с помощью гироскопов, «ПМ» уже писала (№7, 2009). Им предшествовали более незамысловатые конструкции. В 1894 году на Лонг-Айленде функционировал транспорт на паровой тяге, который опирался на один стальной рельс. Сверху на опорах был проложен направляющий рельс из дерева, по которому катились колесики, закрепленные на крыше поезда. Фактически это была двухрельсовая колея, только расположенная не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

И наконец, нечто совсем странное. В конце XIX века в районе английского Брайтона функционировал паром-трамвай. Пассажирская платформа была поднята на четырех длинных штангах, на нижних концах которых устанавливались железнодорожные тележки. Машина передвигалась по двум параллельным двухрельсовым колеям, причем часть этого пути проходила... под водой. Благодаря штангам пассажиры и грузы оставались над поверхностью моря.