Исследование: люди замечают новую информацию, только если хотят этого
Хотя было бы разумно полагать, что люди принимают решения, основываясь только на доказательствах и опыте, предыдущие исследования показали, что многие принимающие решения люди имеют «мотивированные убеждения» — они верят во что-то отчасти потому, что хотели бы, чтобы это было правдой. Мотивированные убеждения (и доводы, которые приводят для их подтверждения) могут порождать серьезные проблемы. Например, мотивированными убеждениями объяснить распространение дезинформации на онлайн-форумах.
Исследователи в новой работе использовали лабораторные эксперименты, чтобы изучить, стали ли такие предубеждения в убеждениях более серьезными, если люди обменивались ими друг с другом. Исследователи объединили испытуемых в пары на основе их оценок по тесту на IQ таким образом, чтобы оба участника либо имели оценки выше медианы, либо ниже. Затем испытуемые обменялись своим мнением относительно утверждения, которое, как они оба верили, было правдой: что они были в группе с высоким IQ.
Эксперимент показал, что люди, которые пессимистично относятся к тому, что они находятся в группе с высоким IQ, как правило, становятся значительно более оптимистичными, когда их ставят в пару с более оптимистичным коллегой. Оптимистичный человек, однако, вряд ли изменит свои убеждения, если сопоставить его с более пессимистичным человеком. Этот эффект особенно силен для людей, которые находятся в группе с низким IQ, где он вызывает особенно серьезные предубеждения. В целом, результаты исследования показывают, что эта предвзятость происходит потому, что люди избирательно приписывают более высокую информационную ценность социальным сигналам, которые усиливают их уверенность в своей правоте.
В середине эксперимента исследователи предоставили испытуемым объективную информацию о том, в какой группе IQ находились испытуемые. Это было очень эффективно для устранения предубеждений, вызванных первоначальным обменом мнениями. Таким образом, результаты показывают, что предоставление непредвзятых, надежных источников информации может снизить мотивированные убеждения.
Статья об открытии опубликована в Journal of the European Economic Association.
Если вы верите, что купленные вами акции обязательно скоро вырастут, то будете убеждать себя в этом, какой бы ни была объективная информация. По крайней мере, такие результаты показало новое исследование