Неудачный школьный урок помог лучше оценить размеры мегалодона
Виктор Перес, ранее докторант Флоридского музея естественной истории, проводил урок у школьников — ученый дал своим подопечным задание рассчитать, используя математические уравнения и 3D-печатные копии ископаемых зубов настоящего мегалодона, размеры этой акулы. Но что-то пошло не так: результаты расчетов детей колебались от 12 до 145 метров для одного и того же животного.
Палеонтолог начал искать недочеты в работе школьников, проверяя единицы измерения и возможные математические ошибки. Но оказалось, что все расчеты верны — неточными были уравнения, используемые для расчетов. После этого ученый решил разработать новые методы оценки размеров ископаемых водных животных по останкам их зубов.
Наиболее распространенные методы оценки длины мегалодона использовали больших белых акул в качестве объекта сравнения, взяв за основу наблюдаемую у существующих животных связь между размерами зубов и тела. Несмотря на то, что большие белые акулы и мегалодон принадлежат к разным семействам, они вели сходный хищнический образ жизни и имели широкие треугольные зубы. Но эти методы довольно сложны и неточны: чтобы получить оценку длины тела, используя их, нужно, чтобы исследователь правильно определил положение ископаемого зуба в челюсти мегалодона.
После того, как школьный урок, организованный Виктором Пересом, пошел наперекосяк, он написал об этом на электронном ресурсе, посвященном палеонтологии. Спустя время ему на email пришло письмо, в котором один из ученых предложил использовать для расчетов не длину зуба, а его ширину. Его предложение основывалось на том, что ширина зуба, согласно предыдущим исследованиям, ограничена размером челюсти акулы. Размер челюсти, в свою очередь, будет пропорционален длине тела животного.
Исследователи проанализировали наборы ископаемых зубов 11 отдельных акул, представляющих пять видов, включая мегалодона, его близких родственников и современных больших белых акул. Измерив суммарную ширину каждого зуба в ряду, они разработали математическую модель. Она позволила вычислить то, насколько широким был отдельный зуб по отношению к челюсти для данного вида. В результате палеонтологи получили возможность по одному зубу восстановить размеры всей челюсти ископаемого животного. Ширина челюсти, в свою очередь, позволила оценить все размеры акулы.
Статья опубликована в журнале Palaeontologia Electronica.
Когда палеонтолог решил провести в школе урок, посвященный измерению зубов мегалодона, его подопечные получили сильно отличающиеся результаты. Это не давало покоя ученому и в конечном итоге помогло разработать новые методы оценки размеров древних акул