Стремление получить больше «лайков» сравнили с желанием мышей найти еду
Постоянное нахождение в социальных сетях часто связывают с зависимостью, однако до сих пор остается неясным, почему некоторые из людей так одержимы онлайн-платформами. Результаты нового исследования частично отвечают на этот вопрос, как отмечают авторы работы, их выводы могут помочь найти способы решения проблем зависимости от социальных сетей.
В своем исследовании международная группа ученых проанализировала более миллиона постов в социальных сетях от примерно 4000 пользователей Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и других популярных онлайн-платформ. Авторы обнаружили, что люди, как правило, размещают свои тексты и фотографии таким образом, чтобы количество лайков было максимальным (люди учитывают время, формат и тему поста). Также ученые заметили, что чем больше лайков получают люди, тем чаще они выкладывают новые посты.
Вычислительные модели показали, что этот связанный с симпатиями паттерн соответствует так называемому «обучению за вознаграждение» — концепции, которая предполагает, что поведение может быть вызвано и подкреплено обещанием награды.
Исследователи сравнили поведение пользователей социальных сетей, стремящихся максимизировать количество «лайков», с поведением крыс, которые стараются увеличить пищевую награду, выполняя определенное действие (например, мышь нажимает на кнопку, чтобы открыть доступ к еде). Чтобы подтвердить эти выводы, ученые провели онлайн-эксперимент, в котором добровольцы размещали картинки на платформе, похожей на Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и получали лайки в качестве обратной связи. Команда обнаружила, что их гипотеза верна: участники будут публиковать посты чаще, если получат больше лайков на предыдущие картинки.
Оказалось, что наши желания и зависимости не сильно отличаются от первичных потребностей животных