В 7 веке до н. э. существовала сложная система образования
Это первое исследование, объединяющее усилия человека и алгоритмов искусственного интеллекта в судебно-медицинской экспертизе документов. Новая работа была опубликована учеными из Тель-Авивского университета в журнале PLOS One.
Примерно 100 керамических черепков с надписями были обнаружены еще в 1960-х годах при раскопках небольшой отдаленной военной крепости в Тель-Араде. Черепки использовались для ежедневной переписки между военными и в основном были адресованы одному человеку по имени Еляшев, который, как полагают, был квартирмейстером в крепости.
Хотя тайник был хорошо изучен учеными с момента его открытия, в 2017 году новые методы мультиспектральной визуализации выявили дополнительные древние Палеоеврейские письмена на ранее «пустых» черепках.
Для расшифровки новых надписей ученые Тель-Авивского университета пригласили специалиста по судебному почерку Яну Гербер и подключили к работе два «улучшенных алгоритма идентификации авторов».
Основной исследовательский вопрос, который преследовали ученые, расшифровывая новые находки, был связан с давними спорами о том, когда была написана Библия. После вавилонского завоевания в 586 году до нашей эры письменных текстов стало очень мало, что заставило многих ученых задуматься, действительно ли грамотность была достаточно распространена в то время, чтобы позволить людям сочинять высоко стилизованные священные тексты. Найденные глиняные черепки относятся к тому же периоду времени, что и вавилонское завоевание, поэтому их расшифровка могла бы указать исследователям на ответ.
В ходе исследования компьютерные алгоритмы смогли определить пятерых авторов. В каждом конкретном случае Гербер была с ними согласна. Однако судебно-почерковедческая экспертиза выявила целых 12 авторов. Такой результат (12 авторов на 18 тексов) говорит об очень высоком уровне грамотности иудейского офицерского корпуса. А это в свою очередь указывает на высокую плотность грамотных офицеров на душу населения.
«Офицеры, квартирмейстер и его заместитель были грамотны. Кто-то должен был научить их читать и писать, поэтому мы предполагаем существование соответствующей образовательной системы в те времена», — резюмируют авторы исследования.