Ученые объяснили, почему дети медленно осваивают мелкую моторику
По сравнению с животными и даже другими приматами люди способны очень ловко манипулировать предметами, но для того, чтобы этому научиться, нам в детстве нужно очень много времени. Дети начинают целенаправленно хватать предметы только в возрасте несколько месяцев, а на то, чтобы научиться хорошо управлять мелкой моторикой, например есть вилкой или завязывать шнурки, им требуется несколько лет. Многие обезьяны в этом возрасте уже заводят свое первое потомство.
Вопрос, почему моторика детей развивается так долго, наверняка, возникал у многих родителей, и исследователи из университетов Цюриха и Лейпцига попытались найти на него ответ. В течение более чем семи лет они наблюдали за развитием 128 молодых обезьян 36 различных видов от их рождения до того момента, как они полностью осваивали управление своими руками.
И первое, что ученые обнаружили в результате этих наблюдений, стало для них неожиданностью — все приматы, несмотря на значительные видовые различия, осваивали навыки мелкой моторики в строгой и одинаковой последовательности, из чего авторы исследования сделали вывод, что каждое следующее более сложное умение полагается на уже освоенные навыки. Сначала приматы учатся хватать предметы, затем манипулировать синхронно обеими руками, после этого они осваивают асинхронные движения, а затем независимые движения пальцами — сначала на одной руке, а потом на обеих.
Но при этом, как выяснилось, разные виды приматов осваивали эту последовательность за разный промежуток времени — в зависимости от объема мозга. Чем большим мозгом обладают взрослые представители конкретного вида, тем больше времени требуется их детенышам на освоение мелкой моторики. В частности, они начинают манипулировать предметами пищи позже и также позже осваивают это умение полностью.
Авторы исследования уверены, что причина такого длительного развития заключается в незрелости мозга при рождении у человека и таких обезьян как, например, шимпанзе. Детеныши менее развитых приматов рождаются с более зрелым мозгом, и поэтому для освоения навыков моторики им требуется значительно меньше времени. У человеческого же ребенка, так же как у некоторых видов обезьян, мозг еще длительное время «взрослеет».
Поэтому, как говорят ученые, в ходе эволюции большой объем мозга и значительные навыки мелкой моторики смогли развить только виды, обладающие большой продолжительностью жизни. И это же объясняет, почему только немногое животные смогли пойти по пути человека и приблизиться к нему по своим умениям.