У японских музыкантов обнаружилась особая активность мозга
«Музыка незаменима и повсеместно присутствует в нашей ежедневной жизни. Она способна поощрять, утешать и давать нам эмоциональное удовлетворение, — говорит доцент Татцуя Дайкоку из Токийкого университета. — И нет ничего удивительного, что воздействие музыки на мозг хорошо изучено. Однако большинство исследований фокусируются на западной классической музыке, поп-музыке, роке, джазе и других жанрах». Дайкоку и его коллега Масато Юмото решили исправить такую ситуацию и впервые провели исследование особенностей активности головного мозга у музыкантов японского классического жанра гагаку.
Ритм японской классической музыки отличается от западной, и интервалы здесь могут уменьшаться и увеличиваться без какой-либо математической закономерности, что часто связано с ритмической концепцией «ма», пронизывающей не только музыку, но всю японскую культуру.
В своем исследовании Дайкоку и Юмото пытались понять, как мозг профессиональных музыкантов и обычных людей воспринимает различные ритмические паттерны. А если точнее, то как занятия музыкой влияют на статистическое обучение — обработку мозгом часто повторяющейся информации, в данном случае, ритма.
В ходе экспериментов в применением магнитной энцефалографии ученые установили, что основная активность, связанная с «ритмическим» статистическим обучением концентрируются в левом полушарии мозга, и что у профессиональных музыкантов она значительно повышена.
По словам Дайкоку, они предполагали подобный результат. Но при этом ученые неожиданно для себя обнаружили различия в нейронной реакции у западных классических музыкантов и японских музыкантов, играющих гагаку. Эти различия проявлялись в активности, связанной с неопределенностью и обработкой запутанных ритмов — один из ее типов был характерен только для японских музыкантов.
Исходя из полученных результатов авторы исследования делают вывод о том, что музыкальное обучение оказывает вполне различимое воздействие на развитие мозга. Причем это воздействие может отличаться в разных системах обучения и разных культурах, что однако ни в коем случае не означает, что какая-то одна культура может иметь преимущество или быть лучше другой.