13 000-летние изображения верблюдов в Сибири оказались первыми в Азии
Команда из Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории России исследовала бивень, найденный в нижнем течении реки Томь в Сибири. По словам автора исследования Юрия Есина, на полутораметровом бивне был изображен бой верблюдов, а также человек, который переоделся в животное. Возможно, это был способ показать, как охотники переодеваются, чтобы подобраться поближе к животным и убить или захватить их в плен, объяснила команда.
Особенности изображения заключаются в том, что на этих бивнях видны животные, которые сражаются между собой, но при этом у них есть следы ран от стрел. Это свидетельствует о том, что в те времена люди охотились на верблюдов. «Сравнительный анализ стилистических особенностей фигур верблюдов показывает, что они соответствуют возрасту самого бивня, что делает их в настоящее время самыми древними изображениями верблюдов в Азии», — комментируют авторы.
Также исследователи отмечают, что находка гравюр в регионе «согласуется с теорией перемещения групп населения в Западную Сибирь в конце позднего палеолита». Эти рисунки показывают, насколько важны были верблюжьи бои и охота для культуры сообщества, создавшего эти произведения. Как отмечают авторы, такая охота, скорее всего, была сезонной.
Юрий Евин говорит, что известно очень мало о древних людях, живших в этой области Сибири, но есть свидетельства того, что они охотились на мамонтов, и, как оказалось, на верблюдов. Само исследование для ученых далось нелегко, потому что к тому времени, когда они начали изучать бивень, он уже начал ломаться и трескаться из-за «неправильного хранения». Помимо того, что поверхность находки была в плохом состоянии, сложность исследования заключалась в том, что гравюры можно было исследовать, только прокручивая бивень.
«Гравюры на бивне реки Томь имеют определенные особенности, которые затрудняют их документирование. Они имеют очень тонкие и неглубокие линии, что делает их едва заметными и утомительными для отслеживания, так как они находятся на поверхности изогнутого, длинного и тяжелого предмета», — комментируют авторы.
Также исследователи отмечают, что существует определенное сходство некоторых стилистических особенностей и содержания на бивне реки Томь и в европейском искусстве. Причиной этого являются не только эпохальные особенности человеческой культуры, но и то, что некоторые традиции были унаследованы через пространство и время.