У бога Абраксаса обнаружили мультикультурализм

Немецкий египтолог Людвиг Моренц из Боннского университета изучил античное гностическое божество Абраксаса и написал об этом целую книгу.
У бога Абраксаса обнаружили мультикультурализм

По словам доктора Моренца, божество, изображаемое с головой петуха, человеческим телом и ногами в виде змей, является примером настоящего «мультикультурализма». Его образ сочетает в себе греческие, иудейские и древнеегипетские элементы, а особое имя — «IAO» — является греческим переложением иудейского божественного имени «JHWH». При этом греческий вариант имени божества — «Абрасакс» — по древнегреческой нумерологии соответствовало числу 365, обозначая число дней в году и символизируя вселенную.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Египтолог исследовал античные геммы, на которых обычно изображался Абраксас — небольшие, от двух до пяти сантиметров величиной камни с выгравированным на них образом божества.

«Появление этого образа восходит ко второму веку нашей эры, — говорит Моренц. — По всей видимости, Абраксасу приписывалась власть над временем и пространством — как магическому богу, хотя при всем при этом он не был особо почитаемым божеством». Его эклектичный образ встречается на сотнях каменных гемм, но при этом нет больших изображений в храмах и других зданиях. По мнению египтолога, эти геммы использовались в качестве амулета, защищающего владельца от злых духов и болезней.

Люди искали таким образом персонального и всесильного защитника, что отличается от традиционных культов того времени. «Обычно люди, заброшенные в реальность жизни, должны были покоряться богам и соблюдать их указания», — объясняет ученый. Абраксас же, напротив, был создан для того, чтобы оказывать помощь человеку в трудной ситуации без всяких «но» и «если».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Абраксовые геммы» были широко распространены в античности, и многие ремесленники зарабатывали на изготовлении этих амулетов. Причем, исчезнув на время, эти геммы вновь стали популярны в период Возрождения как античные культурные произведения, хотя во многих случаях это были уже поздние подделки.

Абрксас фигурирует даже в произведения Иоганна Вольфганга Гете и за столетия образ этого божества трансформировался в демонический. Но Людвиг Моренц уверен, что изначально он представлял собой стремление человека экстернализировать свои страхи и приписать магической силе, представленной в виде символов и метафор, способность решать все проблемы.