Подсчитан вред медицинских советов от знаменитостей
Авторы исследования проанализировали поисковые запросы американцев, которые искали в «Гугле» возможность купить хлорхин и гидроксихлорохин — два препарата от малярии, в середине марта прорекламированные в «Твиттере» Маском и Трампом, но затем получившие весьма спорную репутацию в связи с вызванными ими смертельными случаями.
Анализу подверглись запросы, которые были сделаны пользователями из США в период с 1 февраля по 29 марта этого года и включали в себя помимо названий лекарств также слова «купить», «заказать», «Amazon», «eBay» и «Walmart». При этом исследователи установили две контрольные точки: 16 марта — когда хлорохин впервые порекомендовал Маск (Трамп начал упоминать лекарства на три дня позже), и 22 марта — когда в СМИ появились сообщения о первом вызванном хлорохином отравлении.
Выяснилось, что после 16 марта поисковые запросы, касающиеся покупки хлорохина, выросли на 450%, а гидроксихлорохина — на 1400%. Рост начался сразу же после твитта Маска, но пик пришелся на упоминание лекарств Трампом. И при этом даже после сообщения об отравлении число запросов хотя и уменьшилось, но все равно значительно превышало обычный уровень, который наблюдался до 16 марта.
В итоге авторы приходят к закономерному выводу, что подобные рекомендации влиятельных фигур, касающиеся непроверенных лекарств, тем более в период эпидемиологического кризиса, не просто безответственны, а по настоящему опасны, поскольку в результате люди действительно начинают неконтролируемо употреблять данные средства с самыми негативными для себя последствиями.